Рекреация и туризм сегодня превратились в самые высокодоходные отрасли мировой экономики.
Быстрое экономическое развитие Японии в послевоенный период сопровождалось таким же быстрым загрязнением окружающей среды.
Этому способствовал ряд обстоятельств.
Во-первых, сравнительно небольшие размеры территории страны, особенности ее рельефа, геологического строения, циркуляции атмосферы и некоторые другие природные факторы (землетрясения, тайфуны и иные стихийные бедствия).
Во-вторых, особенности отраслевой структуры ее хозяйства, в которой на первых этапах «экономического чуда» резко преобладали такие типичные «грязные» производства, как тепловая энергетика, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, цементная, целлюлозно-бумажная промышленность.
В-третьих, особенности территориальной структуры расселения и хозяйства с чрезвычайно высокой их концентрацией в пределах Тихоокеанского пояса. В результате на 1 км2 плотно заселенной территории в Японии производилось в 20 раз больше ВНП и потреблялось в 25 раз больше топлива и энергии, чем в США. Почти в 10 раз выше была и плотность автомобилей.
Рис. 123.
Преобразование береговой линии в Японии
Все это привело к резкому нарушению экологического равновесия, что в конце 1960-х – начале 1970-х гг. поставило страну буквально на гранъ экологической катастрофы. По состоянию окружающей среды она оказалась едва ли не на последнем месте среди всех экономически развитых стран. Когай (так называют по-японски загрязнение окружающей среды) стал поистине национальным бедствием.
Ярким примером могло служить сильное загрязнение гидросферы, при котором из 24 наиболее крупных рек очень загрязненными оказались 19. В результате такого загрязнения и истощения запасов пресной воды страна столкнулась с реальной угрозой дефицита водных ресурсов. По расчетам японских ученых, уже к концу XX в. половина всех запасов пресной воды должна была войти в хозяйственный оборот. Больших масштабов достигло и загрязнение морской среды – особенно на Тихоокеанском побережье о. Хонсю и в акватории Внутреннего Японского моря, где были сооружены крупнейшие предприятия тяжелой промышленности. При этом нужно учитывать, что промышленно-городские агломерации Токио, Осаки, Нагои выходят к берегам довольно закрытых заливов, в которых накапливается значительная часть отходов. Это приводит к особенно сильному загрязнению прибрежных вод, а также перенасыщению их питательными веществами – азотом и фосфором и отрицательно сказывается на водоснабжении, рекреации и рыболовстве.
Не менее острой стала проблема загрязнения атмосферы. Главные источники этого загрязнения – энергетика, тяжелая промышленность, автомобильный транспорт, а также бытовой обогрев, при котором используются традиционные жаровни – хибати. Ежегодно они выбрасывали в атмосферу более 5 млн т оксидов серы и столько же оксидов азота, вызывая кислотные дожди. К тому же Япония ввозила много сернистой нефти, так что содержание серы в топочном мазуте достигало 3–4 %. Надо учитывать также, что в зимнее время весь Тихоокеанский пояс обычно находится в ветровой тени, а это способствует образованию над крупными городами фотохимического смога – своеобразных пылевых куполов. Добавим также, что 28–30 млн японцев живут в непосредственной близости от автострад.
Почвенные ресурсы оказались под угрозой эрозии, загрязнения химическими соединениями, металлами, городским мусором. К этому нужно добавить острый дефицит территории как таковой, особенно если учесть, что застроенные земли в Японии занимают 14 % всей ее площади – столько же, сколько сельскохозяйственные. Именно с этим дефицитом связано широкомасштабное наступление на мелководные прибрежные участки Тихого океана, Внутреннего Японского и Японского морей, оказавшихся наиболее привлекательными для осушения и промышленного освоения (рис. 123). Уже в 1980-х гг. более 1/4 всего побережья страны было искусственного (насыпного) происхождения. Но при этом зачастую были нарушены его природные экосистемы. Нельзя забывать и о том, что в стране насчитываются сотни портов и гаваней – по одной на каждые 8 км береговой линии.
Особенно нарушенной и экологически уязвимой оказалась городская среда в пределах Тихоокеанского пояса. Наиболее яркий пример этого стал являть собой Токио. Атмосфера этого города подвергалась воздействию 75 тыс. заводских и иных труб, миллионов автомобилей, что при крайнем недостатке зеленых насаждений приводило к образованию частых смогов. В иные годы сигналы тревоги из-за ядовитого смога раздавались почти каждый день. На улицах города были установлены кислородные автоматы, чтобы можно было отдышаться. Несмотря на это, 1/3 населения страдала хроническим бронхитом. Из-за постоянного смога даже далекий белый конус Фудзиямы стал виден не чаще раза в неделю. Добавим, что воды Токийского залива оказались загрязненными в десять раз больше, чем самые грязные реки страны. На северной стороне залива не оставалось уже ни одного участка, где берег не продвинулся бы на сотни метров в глубь его акватории. А неумеренное использование грунтовых вод привело к тому, что город стал оседать на 10 см каждый год.
Днепропетровск
Днепропетро́вск
(укр. Дніпропетро́вськ); первоначальное название Екатеринослав
(1776—1797 гг.; 1802—1926 гг.), в 1797—1802 гг. Новороссийск —
город, областной центр Днепропетровской области Украины, це ...
Структура АПК России. Проблемы его развития в условиях рыночных отношений
Агропромышленный комплекс — важная составная
часть народного хозяйства. Он объединяет все отрасли экономики по производству
сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведению до потребителя.
Развитие А ...