Рекреация и туризм сегодня превратились в самые высокодоходные отрасли мировой экономики.
Территориальная структура хозяйства (ТСХ) Индии сильно отличается от ТСХ большинства развивающихся стран с их обычно гипертрофированным столичным «фокусом» и отсталой периферией. Это объясняется многими причинами, среди которых – масштабы страны, особенности ее исторического развития, достижение известной «зрелости» территориальной структуры и сетки экономических районов. Большую роль в региональном развитии страны играет также ее административно-территориальное устройство, поскольку правительства отдельных штатов обладают достаточно широкими полномочиями и в экономической сфере (использование природных и трудовых ресурсов, руководство средней и мелкой промышленностью, сельским хозяйством, дорожное строительство и др.).
Еще до Второй мировой войны в Индии сложились три главных центра экономического развития, служившие одновременно морскими воротами страны, – Бомбей (ныне Мумбаи), Калькутта (теперь Колката) и Мадрас (ныне Ченнаи), производившие 3/4 всей продукции фабрично-заводской промышленности. Эти портово-промышленные центры вызвали экономический подъем и на прилегающих к ним территориях. От них еще во второй половине XIX – первой половине XX в. были проложены так называемые линии проникновения – железнодорожные магистрали, идущие во внутренние районы страны. Так было положено начало формированию основного каркаса территориальной структуры хозяйства Индии.
После завоевания независимости становление этого каркаса продолжалось. Дальнейшее развитие получили Бомбей, Калькутта и Мадрас, четвертым общенациональным центром стала столица – Дели. Как уже было отмечено, четыре этих города образуют теперь четыре самые крупные агломерации Индии. А бывшие «линии проникновения» сомкнулись между собой. Основу их образуют двухпутные железнодорожные магистрали широкой колеи, на отдельных участках продублированные также другими транспортными линиями и превратившиеся тем самым в полимагистрали. В результате костяк ТСХ Индии приобрел форму огромного четырехугольника, вершины которого образуют Дели, Мумбаи, Колката и Ченнаи, а стороны и широтную диагональ– относительно узкие экономические полосы, которые Г. В. Сдасюк назвала «коридорамироста». Они обеспечивают создание хозяйственного комплекса Индии уже не на региональном, а на общегосударственном уровне (рис. 136).
Особое значение четырех главных центров и «коридоров роста» заключается в том, что в годы индийских пятилеток – благодаря выгодам ЭГП, наличию хорошей инфраструктуры и некоторым другим причинам – именно они в первую очередь притянули к себе главные промышленные новостройки страны. Многие из них были созданы при экономической и технической помощи бывшего СССР, многие – при помощи стран Запада.
Рис. 136.
«Коридоры роста» и промышленные новостройки Индии
Рассмотрим сначала «коридор роста» Дели – Колката.
При этом прежде всего нужно отметить возрастание роли Делийского промышленного узла, включающего теперь в себя и такую крупную новостройку, как завод тяжелого электрооборудования в Хардваре. В средней части этого «коридора» возник важный топливно-энергетический комплекс Риханд-Синграули (добыча каменного угля, ТЭС). Но наибольшее развитие получил его южный отрезок, где был построен нефтеперерабатывающий завод в Барауни, расширен металлургический завод в Бурнпуре до мощности в 1 млн т стали в год, а главное – возникли промышленные центры в Бокаро и Дургапуре. Оба они расположены в долине р. Дамодар. Эта небольшая река длиной 300 км, протекающая по территории штатов Джаркханд и Западная Бенгалия и перегороженная плотинами, широко известна в Индии благодаря богатству данного района полезными ископаемыми, в особенности каменным углем. На его угольный бассейн и ориентируется прежде всего металлургический комбинат в Бокаро, который в период сооружения был самым крупным строительным объектом за всю историю Индии. В соответствии с соглашением 1965 г. между Индией и СССР его первоначальная мощность была определена в 1,7 млн т металла в год. Но после сдачи в эксплуатацию второй очереди (три доменные печи, слябинг и стан холодной прокатки) она достигла 4 млн т – с перспективой дальнейшего расширения. На комбинате заняты 50 тыс. рабочих и служащих.
Проблемы и перспективы развития Северо-Кавказского экономического региона
Северо-Кавказский экономический регион,
несомненно, имеет огромное значение как для экономики, так и для общего
благосостояния страны. Ведь до одной трети всего материального производства по
отношению к общеро ...
Этапы экономического развития Китая
Китайская Народная Республика (КНР) –
третье по размерам территории государство мира. Его площадь превышает 9,6 млн
кв. м. Население - свыше 1300млн человек. Китайцы составляют 94% населения,
всего прожив ...