Рекреация и туризм сегодня превратились в самые высокодоходные отрасли мировой экономики.
Основные количественные показатели свидетельствуют о высоком уровне развития науки
в США. Так, общая численность научно-технического персонала еще в середине 1990-х гг. достигла 2,2 млн человек. Из них около 1 млн составили ученые и инженеры, непосредственно занятые в исследованиях и разработках (это больше, чем во всей Западной Европе или Японии). Затраты на науку в США находятся на уровне 2,7 % от общего объема ВВП и в сумме равны примерно 40 % мировых затрат на эти цели. США опережают Западную Европу и Японию и по затратам на НИОКР из расчета на душу населения. Попутно отметим, что в структуре этих затрат прикладные и опытно-конструкторские разработки намного превышают долю фундаментальных исследований. Лидируют США также по числу научных публикаций (более 1/3 мировых). В конце 1990-х гг. они контролировали 55 % патентов в области информационных технологий и 75 % мирового рынка программного обеспечения. В США сосредоточено 3/4 банков данных, имеющихся в развитых странах.
Перспективы развития науки в США также можно считать весьма благоприятными. Это объясняется тем, что основным направлением их экономической политики в условиях дальнейшего постиндустриального развития остается структурная перестройка хозяйства на основе достижений современного этапа НТР, увеличения конкурентоспособности в сфере производства наукоемкой техники, компьютеров и электронного оборудования, а также информационных и компьютерных услуг. Можно добавить, что на США уже приходится 1/3 всей мировой наукоемкой продукции и такая же доля в выпуске компьютерного оборудования. США прочно занимают первое место в мире по численности пользователей Интернетом (210 млн в 2007 г.), а число людей, делающих покупки по Интернету, уже превысило 40 млн человек.
Важная особенность территориальной организации науки
в США – сосредоточение фундаментальных исследований преимущественно в вузах, которых всего насчитывается примерно 3000. Такое соединение высшего образования с научными исследованиями позволяет не только вести обучение студентов в соответствии с современным уровнем науки, но и широко привлекать их к этим исследованиям. Особую роль среди вузов страны играют 156 университетов, которые в большинстве обладают современной материально-технической базой и кадрами высокой квалификации. В свою очередь, среди них выделяются 20 вузов с наибольшим объемом научно-исследовательской работы (табл. 65).
Из таблицы 65 видно, что на первом этапе, еще в период английского колониального владычества, все американские университеты располагались в северных приатлантических штатах (Гарвардский, Йельский в Новой Англии, остальные в Нью-Йорке, Филадельфии или неподалеку от них). В первой половине XVIII в. возникло еще несколько университетов в приатлантических штатах, первые университеты появились на Среднем Западе. Образование же университетов в Техасе и Калифорнии произошло уже во второй половине XIX в.
Таблица 65
ДВАДЦАТЬ ВЕДУЩИХ ВУЗОВ США[92]
В отличие от фундаментальных, прикладные исследования осуществляются в основном в промышленном секторе. Что же касается самой обширной части НИОКР – опытно-конструкторских разработок, то большинство из них выполняется частными фирмами в специальных исследовательских институтах и лабораториях; такие работы ведутся и государством. Впрочем, подобное трехчленное подразделение в последнее время становится все более относительным. Это связано с тем, что в наши дни фундаментальные исследования все чаще ориентируются на непосредственный практический эффект, а прикладные нередко сближаются с фундаментальными. Наиболее последовательное территориальное отражение такое сближение получило в создании многих технопарков
и технополисов,
олицетворяющих интеграцию науки и производства– прежде всего в тех наукоемких отраслях, которые в США принято называть High-Tech (от англ. high technology – высокие технологии).
Проведенные исследования показали, что на размещение технопарков и технополисов США оказывают воздействие самые разные факторы: близость к крупным университетам и другим научно-техническим центрам, к промышленным и административным центрам, к важным транспортным путям и аэропортам, к объектам оборонного комплекса, а также расположение их в зонах урбанизации и субурбанизации, наличие благоприятных природно-рекреационных условий и др. Однако главное, решающее значение в большинстве случаев имеет близость к университетам. Поэтому технопарки и технополисы США нужно искать прежде всего неподалеку от них.
Соль-Илецк
Соль-Иле́цк —
город в России, административный центр Соль-Илецкого района Оренбургской
области.
Население —
26,4 тыс. чел. (2009).
...
Северный экономический район
Состав
Северного экономического района: Архангельская, Вологодская и Мурманская
области, Республика Коми и Республика Карелия.
Площадь:
1466,3 тыс. км.
Население:
6 млн. чел.
Развитие
хозяйственног ...