Рекреация и туризм сегодня превратились в самые высокодоходные отрасли мировой экономики.
От автомобильных дорог в огромной России зависит многое. Их качество, стоимость и темпы дорожных работ, возможность применения принципиально новых технологий, конструкций и материалов во многом определяется наличием современной дорожной техники.
Поэтому неудивительно, что Росавтодор в последние годы, руководствуясь "Межведомственной программой развития дорожного машиностроения на 2001-2005 годы", утвержденной Минпромнауки и Минтрансом России, участвует в развитии дорожного машиностроения. Основные пункты программы таковы: импортозамещение путем создания машин и оборудования, не производимых в России; повышение технического уровня и надежности существующих машин; создание принципиально новых образцов дорожно-строительной техники (ДСТ) и оборудования.
Создание новых видов ДСТ обеспечивалось Росавтодором через различные организационные механизмы - разработку технических заданий на новые образцы, финансирование научных исследований и проведения опытно-конструкторских работ (через Фонд развития дорожного машиностроения), участие в приемочных испытаниях и т.д. Конечно, предприятия работали над совершенствованием своей продукции и самостоятельно. В итоге за несколько лет заводами освоено производство десятков новых моделей дорожной техники. В предыдущих номерах мы уже рассказывали об универсальных машинах - бульдозерах, погрузчиках и экскаваторах, применяющихся на прокладке дорог. Здесь же вкратце рассмотрим некоторые другие "тяжелые" механизмы, поскольку малая, или ручная, ДСТ вследствие ее специфики требует отдельной статьи. Так же, как и дробильно-сортировочное оборудование, без которого невозможно представить современное дорожное строительство.
Автогрейдер - широко применяемая на строительстве дорог машина. Она нужна для отделки земляного полотна дороги, вырезания кюветов, профилирования поверхности и боковых откосов насыпи и выемок, а также для придания этим элементам дорожного полотна необходимых поперечных и продольных уклонов. Мощные автогрейдеры могут быть использованы и для возведения земляного полотна в нулевых отметках. От бульдозера автогрейдер отличается не только колесным ходом, но и большей маневренностью, возможностью изменения углов установки отвала и его выносом в сторону. Помимо бульдозерного отвала, на автогрейдер обычно устанавливается кирковщик, применяемый для вскрытия плотных грунтов, изношенного полотна дороги, скалывания льда и т.д. На дорожно-строительных работах применяются также прицепные грейдеры - в таком случае машина состоит из рамы на пневматических колесах, ножа и гидравлического оборудования и движется при помощи трактора.
Подготовку дорожного полотна к укладке асфальта производит распределитель щебня - обычно он выполняется в виде навесного оборудования к трактору и агрегатируется с ним посредством навесной системы. Распределение щебня производится так называемым питателем, скорость работы которого определяется требуемой толщиной укладываемого слоя. Щебень находится в бункере, по обе стороны от него расположены откидные площадки обслуживания. Оператор, находясь на одной из них, контролирует процесс распределения и подает команды машинисту. Разновидности машины - перегружатель щебня на обочину, битумощебнераспределитель.
Гудронатор (автораспределитель битума) равномерно разливает на дорожном полотне или холодную битумную эмульсию, или горячий битум. Современные разливные устройства гудронаторов позволяют автоматически поддерживать заданный объем вяжущего вещества на квадратный метр поверхности дороги вне зависимости от скорости движения автогудронатора. Точность дозирования - самое важное в работе гудронатора. Если битума поступает больше нормы, то трасса "расползается", а при недоливе щебень начинает очень быстро выкрашиваться. Подогрева вяжущего материала производится горелкой, обычно на дизельном топливе, с автоматическим регулированием заданной температуры и контролем процесса горения (перекрытие топливопровода при исчезновении пламени). Очистка системы распределения (распределительной штанги, системы трубопроводов и битумного насоса) осуществляется также топливом с продувкой сжатым воздухом и позволяет выдавить остатки битума назад в цистерну.
Центральный федеральный округ
Республика Саха (Якутия)
- субъект Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального
округа, образована 27 апреля 1922 года. С высоким уровнем природно-ресурсного
экономического потенциала. Сто ...
Северный экономический район. Мурманская область
В условиях развития в России
рыночной экономики есть необходимость рассматривать отраслевую структуру и
размещение важнейших отраслей хозяйственного комплекса каждого федерального
округа в отдельности с целью ан ...