Рекреация и туризм сегодня превратились в самые высокодоходные отрасли мировой экономики.
Неудачный эксперимент по созданию оффшорной зоны в Ингушетии не означает, что эта форма вообще не пригодна в России. В некоторых регионах России предпринимаются свои собственные попытки создания зон по типу оффшорных, хотя решений на федеральном уровне по ним пока не принималось. К ним относятся Калмыкия, Кабардино-Балкария, Адыгея и некоторые другие. Есть предложения по созданию оффшорной зоны на Сахалине.
Успех последующих экспериментов можно будет обеспечить, если с самого начала применять тот набор правил, который к настоящему времени уже отработан в мировой практике оффшорных зон. Во-первых, создание зон должно главным образом преследовать цели привлечения иностранного капитала. Льготы налогового, таможенного и иного характера должны предоставляться только в случае реальных вложений средств из-за рубежа. Исходя из зарубежного опыта, можно в отдельных зонах допускать к регистрации только компании, принадлежащие иностранным юридическим и физическим лицам.
В каждом конкретном случае необходимо определить цель создания и специализацию оффшорной зоны. Например, можно было бы создать оффшорную банковскую зону. Учитывая то, что деятельность иностранных банков в России сейчас ограничивается законом, можно было бы выделить специальные территории, на которых эта деятельность при определенных условиях поощрялась бы. Это, например, может касаться тех регионов, где предполагается активная деятельность иностранных инвесторов, так как известно, что иностранные компании предпочитают работать с банками, которые они хорошо знают.
Местом создания такой оффшорной банковской зоны мог бы стать Сахалин. Тогда те иностранные нефтяные компании, которые будут осваивать нефтяные и газовые месторождения на его шельфе, смогли бы прибегнуть к услугам своих банков. Деятельность иностранных банков на Сахалине, даже если бы они платили налоги по льготным ставкам, не только принесла бы острову дополнительные доходы, но и способствовала бы притоку новых иностранных инвестиций.[4]
Еще одним благоприятным местом для создания оффшорной банковской зоны является Калининградская область.
Конечно, оффшорные зоны должны быть относительно локальными. Они могут выступать как элементы функционирования свободных экономических зон. Напpимеp, на территории более компактной оффшорной зоны может быть сосредоточена деятельность финансовых и страховых учреждений, обслуживающих более крупную свободную экономическую зону. Возможно использование оффшорных зон в сочетании с свободными портами, свободными таможенными зонами и т.д. Важно, чтобы функционирование оффшорной зоны не ущемляло развития других территорий того же государства, а льготы для национальных компаний предоставлялись бы лишь в отдельных, экономически оправданных, случаях.
Формирование оффшорных зон, учитывая не только положительные, но и отрицательные последствия их статуса и деятельности, весьма сложный процесс. На территории России их вряд ли может быть много. Для каждой должен быть разработан такой механизм, который дал бы оптимальный результат для экономики всей страны.
Заключение
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что оффшорный бизнес является планетарным явлением, имеющим огромное влияние на экономико-политическую ситуацию во всем мире. В настоящий момент уже достаточно четко сформировались как общие направления развития оффшорного бизнеса, так и конкретные способы использования оффшорных структур в интересах частных лиц и организаций. В то же время стало ясно, что цели, которые преследуются при создании подобных структур, не всегда совпадают с интересами государства, а в некоторых случаях носят откровенно криминальный характер. Не замечать или недооценивать это нельзя. К каким отрицательным последствиям приводит данный подход, можно легко убедиться на опыте РФ.
Страны с открытой экономикой раньше России столкнулись с «обратной» стороной оффшорного бизнеса, поэтому раньше приступили к разработке контрмер. В мире уже накоплен большой положительный опыт по регулированию процессов, происходящих в оффшорном бизнесе.
Таким образом, существующие на сегодня законодательные акты и ведомственные инструкции не в состоянии защитить экономические интересы страны. Только специализированное антиоффшорное законодательство, построенное на основе анализа ситуации, сложившейся в настоящее время с оффшорным бизнесом в РФ, и учитывающие мировой опыт, накопленный в данной области, способно обеспечить национальные интересы России. Принятие антиоффшорного законодательства является остроактуальной мерой, направленной на обеспечение экономической безопасности страны. Без этого «у России может просто не оказаться будущего».
Характеристика дальневосточного экономического округа
В противоречивом процессе
становления новой социально-экономической системы в нашей стране все большее
значение приобретает природный фактор развития общества, государства,
отдельного человека.
Исторически Ро ...
Экономическое районирование. Основные принципы районирования
Наша страна располагает богатым научным наследием
и практическим опытом экономического районирования. Территориально-экономическое
деление России в познавательных целях проводилось задолго до революции.
Конст ...