Рекреация и туризм сегодня превратились в самые высокодоходные отрасли мировой экономики.
Существуют разные подходы и формы включения культурно-исторических памятников в систему рекреационно-туристского обслуживания. Среди наиболее распространенных – организация музеев и экскурсионно-туристских маршрутов. Особый интерес для организаторов туризма представляют крупные комплексы, включающие множество культурных и природных объектов. В качестве таких комплексов выступают исторические города, музеи-заповедники, монастырские комплексы, памятники ландшафтной архитектуры, естественные природные ландшафты, культурные ландшафты, природно-технические системы.
Технические комплексы
Технические подсистемы призваны облегчить отдыхающим доступ и адаптацию к природным комплексам, увеличить надежность их функционирования. Они служат также адаптирующими средствами, удовлетворяющими потребности отдыхающих и обслуживающего персонала. Развитие природно-технических и технических систем, совершенствование технических устройств, облегчающих труд обслуживающего персонала, создает новые возможности для включения в рекреационные системы новейших элементов, природных и культурных компонентов, позволяют обеспечить их лучшую доступность и сохранность.
Набор сооружений и устройств, используемых в рекреационных системах, практически необозрим. По «жесткости» конструкций это могут быть и капитальные строения, и сезонные сооружения. По функциональному назначению среди них встречаются разнообразные элементы инженерной инфраструктуры, элементы благоустройства, корригирующие устройства, спортивные сооружения, культурно-развлекательные учреждения, лечебно-оздоровительная инфраструктура и т. д.
Среди наиболее важных свойств технических подсистем отметим экологичность, надежность.
Надежность технических сооружений определяется из возможностями противостоять процессам, ведущим к физическому и моральному износу, к снижению комфортности условий отдыха. Они должны обладать определенным запасом прочности, защищающим их от разрушительных функциональных перегрузок. Особо место занимает безотказность и безаварийность работы систем энерго- и водоснабжения, очистных сооружений и канализационных сетей, систем обеспечения минеральной водой.
Поскольку свойства природных и культурных комплексов выступают важными системообразующими факторами, не меньшее внимание при создании и функционировании технических подсистем должно быть уделено внимание усилиям по сохранению окружающей среды.
Обслуживающий персонал
Роль обслуживающего персонала в системе определяется тем, что он обеспечивает взаимосвязь отдыхающих с природными и культурными комплексами, техническими системами, а также общение их между собой. Этим понятием охватывается широкая группа людей, занятых как непосредственно бытовым, медицинским, культурным, транспортным обслуживанием отдыхающих, так и эксплуатацией технических и природно-технических сооружений, природных и культурных комплексов.
И.В. Зорин установил, что в крупных развитых системах проявляется своеобразное эшелонирование этой группы. Каждый эшелон характеризует меру близости обслуживающего персонала к отдыхающим. Так, первый эшелон, или контактную группу образуют лица, которые в силу своих обязанностей непосредственно контактируют с отдыхающими. Второй эшелон формируют рабочие и служащие, обеспечивающие деятельность технической подсистемы, природных и культурных комплексов в пределах предприятий отдыха. Третий эшелон составляют работники общекурортных служб, обеспечивающие прямые потребности предприятий отдыха. Следующие эшелоны формируются работниками, оказывающими услуги обслуживающему персоналу.
Органы управления
Обозначенный этим понятием элемент рекреационной системы, как и любой орган управления, должен обеспечить: сохранение структуры системы, поддержание режима ее деятельности, реализацию целей, общих функций системы.
Следует подчеркнуть, что в сфере рекреационной деятельности имеется как минимум два уровня управления. Первый из них – это управление, расположенное как бы вне конкретной системы. Оно составляет элемент суперсистемы – формирует рекреационную политику региона, изучает потребности, планирует, проектирует и принимает решения о создании или развитии конкретных рекреационных систем, управляет потоками отдыхающих, согласует рекреационную деятельность с другими видами деятельности и т. д. К этой системе относятся законодательные органы, разрабатывающие общую стратегию рекреационного обеспечения населения, рекреационную политику как часть общей социальной политики.
Северный экономический район. Мурманская область
В условиях развития в России
рыночной экономики есть необходимость рассматривать отраслевую структуру и
размещение важнейших отраслей хозяйственного комплекса каждого федерального
округа в отдельности с целью ан ...
Характеристика Уральского Федерального Округа
Федера́льные
округа́ Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом
Президента России В.В. Путина №849 «О полномочном
представителе Президента Российской Федерац ...