Методика количественной оценки рекреационного потенциала туристских центров России

& О П Ы Т

Статистическая типология туристских центров

(по методике А.И. Зорина)

Для статистического обоснования типологии туристских центров, упрощения и ускорения работы с туристской информацией с помощью статистических процедур была проанализирована база данных туристских центров РФ.

В статистическом исследовании применялись: Microsoft Excel – обработка базы данных, классификация, построение графиков и таблиц; Statistica 5.0 – обработка конечных данных, факторный, корреляционный анализы, вывод графических данных.

Результаты исследования:

1. При статистическом анализе исходной базы данных выявлен общий туристский фактор, которому подвержены все 17 первичных типов туристских центров;

2. Идентифицированы четыре первичных уникальных типа, которые могут быть интерпретированы как аксиологический, природный, оздоровительный, горный факторы.

Выявленные статистические закономерности позволяют провести типизацию районов по перечисленным факторам, а также генерализовать исходную базу данных туристских центров России для удобства чтения и понимания.

Статистический анализ позволил обнаружить латентные (скрытые) связи между различными переменными, обеспечивающие их развитие, и свести большое разнообразие типов туристских центров к нескольким независимым типам, достаточно полно описывающим всю генеральную совокупность туристских центров. Факторный анализ

базы данных туристских центров Российской Федерации, в которой мы первоначально выделяли 17 типов туристских центров, позволил выявить 4 генерализованных типа-фактора туристских центров.

Аксиологический тип-фактор

объединяет большую группу туристских центров, посещение которых связанно с изучением культурного наследия и ценностей, религиозных святынь, этнографических промыслов, проведением фестивалей и конгрессов. По выявленному фактору предлагается называть интегрируемые им турцентры аксиологическими туристскими центрами.

Следующую группу туристских центров объединяют и формируют природные ценности,

включающие наиболее привлекательные акватории, охотничье-рыболовные ресурсы, национальные парки и заповедные территории, естественные ландшафты, в которых проходят маршруты самодеятельного и экологического туризма. Сюда же включены уникальные экзотические территории. Этот тип-фактор формирует туристские центры экологического типа.

Третий тип-фактор объединяет туристские центры,

ориентирующиеся на оздоровительные ресурсы, и выделяет районы уже освоенных рекреационно-туристских инфраструктур, сложившихся туристских и курортных местностей. Обобщая фактические характеристики и факторный вес, следует интерпретировать данный фактор как оздоровительный, а туристские центры, формирующиеся под его воздействием, именовать туристскими центрами рекреационного типа.

Особо благоприятны для рекреационных туристских центров приморские ландшафты.

Переменные, объединяющиеся в четвертый фактор,

формируют статистическую целостность, которую можно назвать «вертикальным миром».

Это зона интенсивной и экстремальной рекреации, объединяющая туристские центры горного типа.

В этом мире большое значение имеет компактное сочетание самых противоречивых ресурсов (на площади в 50–100 км2 можно наблюдать арктические льды, тропические леса, долины и пустыни).

Проведенное статистическое исследование подтверждает гипотезу о том, что туристские потоки вызваны не самим фактом наличия рекреационных ресурсов, а информированностью о них.

Проведенная интерпретация факторного анализа позволяет предложить туроператорам необходимую и достаточно исчерпывающую информацию о типологии туристских центров Российской Федерации (потеря исходной информации составляет всего 19 %), которая поможет эффективно решать задачи рекреационного проектирования туристских программ и маршрутов.

Ключевые понятия и термины: туристский центр, центр туризма, факторы формирования туристских центров.

Перейти на страницу: 1 2 

Публикации по географи

Рекреационная география
Уже давно существует необходимость создания учебного пособия по курсу «Рекреационная география», так как рекреация и туризм превратились сегодня в самые высокодоходные отрасли мировой экономики, и к тому же учебн ...

Топливно-энергетический комплекс мира
Тема Топливно-энергетического комплекса меня интересовала всегда: я знал, что электроэнергия и топливо не берутся из воздуха и, что мы потребляем эти ресурсы уже в обработанном виде, но кто и как их добывает и п ...

Разделы сайта