Специализация промышленности района.

Непосредственно с добычей нефти и газа связано развитие нефте-и газоперерабатывающей промышленности.

Крупнейшие предприятия нефтепереработки в Самарской облас­ти — Сызранский нефтеперерабатывающий завод на базе эвакуиро­ванного во время войны Бакинского НПЗ, Самарский нефтеперераба­тывающий завод и Новокуйбышевский нефтехимический комплекс, в Республике Татарстан — нефтеперерабатывающий завод в Альме­тьевске; Волгоградский НПЗ — ведущий в стране по выработке сма­зочных масел.

Нефтеперерабатывающий завод есть и в Саратове, а также в Рес­публике Татарстан (Нижнекамский нефтехимический комплекс). В на­стоящее время в районе перерабатывается не только поволжская нефть, но и поступающая из Западной Сибири по нефтепроводу Са­мотлор — Тюмень — Курган — Альметьевск.

Продукция нефтепереработки (моторное топливо, смазочные масла, полупродукты для нефтехимической промышленности, мазут) широко используется как в самом регионе, так и за его пределами.

Химический и нефтехимический комплекс. В районе сложилось несколько крупных нефтехимических узлов в Самаре, Новокуй­бышевске, Сызрани, Тольятти. Особое место район занимает по производству синтетического спирта, синтетического каучука, этилена, азотных удобрений и другой продукции. В последнее время на долю района приходилось 22,2% общероссийского про­изводства всей продукции химической промышленности. Хими­ческие и нефтехимические комплексы и предприятия действуют в тесной кооперации с нефте- и газоперерабатывающими завода­ми. Выделяется своей мощью и разнообразием выпускаемой про­дукции комплекс нефтехимических предприятий в Нижнекамске, где производят этилен, другие жидкие углеводороды, синтетичес­кий каучук, стирол, полиэтилен, грузовые шины на металлокор­дной основе. Жидкий этилен по трубопроводам поступает на за­воды Казанского ПО «Органический синтез» и на химические предприятия Уфы и Салавата (Республика Башкортостан). Другие важные центры: Тольятти (производство синтетичес­кого каучука, карбамида, жидкого аммиака, идущего в значитель­ном объеме по аммиакопроводу протяженностью свыше 2400 км Тольятти — Одесса на экспорт), Волжский (производство синте­тического каучука, азотных удобрений, спирта, искусственного волокна, шин, резинотехнических изделий), Балаково (производ­ство синтетического волокна, двойного суперфосфата), Новокуй­бышевск (производство синтетического спирта, полиэтилена вы­сокого и низкого давления и другой продукции). На Волгоград­ском химкомбинате на базе переработки соли и природного газа создано производство серы, каустика, хлора, ядохимикатов, аце­тилена, удобрений, хлорохимических продуктов, полихлорвини­ловых и эпоксидных смол. Крупными и важными центрами хи­мии органического синтеза являются Саратов и Казань.

Машиностроение характеризуется малой металлоемкостью (ко­эффициент металлоемкости здесь ниже среднероссийского и вдвое меньше уральского). Предприятия работают преимущественно на металлопрокате соседнего Урала; очень малая часть потребности покрывается собственной металлургией. Машиностроительный комплекс объединяет разнообразные машиностроительные произ­водства, выпускающие автомобили, станки, тракторы, счетно-ре­шающие устройства, приборы, моторы, подшипники, электротех­нические изделия, оборудование для различных отраслей про­мышленности и сельскохозяйственных предприятий. Особое место занимает транспортное машиностроение, в частности производ­ство турбореактивных самолетов (Самара), ЯК-40 (Саратов) и аэробусов Ил-76 (Ульяновск).

Поволжье — крупнейший в стране производитель автомоби­лей. Для развития этой отрасли имеются все необходимые пред­посылки: район находится в зоне концентрации основных потре­бителей продукции, хорошо обеспечен транспортной сетью, уро­вень развития промышленного комплекса позволяет организовать широкие связи по кооперированию.

Волжский автомобильный завод был построен в Тольятти за 3,5 года (1967—1971) и по своей технической оснащенности цехов, уровню автоматизации и механизации является ведущим в автомоби­лестроении страны. ВАЗ имеет обширные связи с предприятиями По­волжья (Нижнекамский завод, Волжский завод РТИ, заводы Димитров­града Ульяновской области), а также с предприятиями, специально по­строенными для ВАЗа в других районах страны, например с Вологодским подшипниковым заводом.

КамАЗ — крупнейшее в России предприятие по производству грузовых автомобилей большой грузоподъемности. В его составе семь заводов: автомобильный, двигателей, прессорамный, кузнечный, ли­тейный, колесный, ремонтно-инструментальный. КамАЗ имеет более 100 предприятий-смежников, обеспечивающих поставки необходимых комплектующих изделий. Ульяновский автозавод возник в 1941 г. на базе эвакуированного ЗИЛа. Здесь создана серия автомобилей УАЗ высокой проходимости, предназначенных для мелкопорционной пере­возки грузов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по географи

Оффшорный бизнес и свободные экономические зоны в мировом хозяйстве
Свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой одну из многообразных форм международных экономических отношений, прообразы которой использовались отдельными государствами в XIV—XV вв. в виде «свободных» г ...

Малая гидроэлектростанция в Беларусии
На современном этапе развития Беларуси все важнее становится вопрос замещения иностранных энергоресурсов и поиска альтернативных источников электроэнергии, одним из перспективных источников относительно д ...

Разделы сайта