Рекреация и туризм сегодня превратились в самые высокодоходные отрасли мировой экономики.
Транспорт и межрайонные связи. По показателям транспортной обеспеченности Поволжье превосходит многие районы Российской Федерации.
Железнодорожному транспорту принадлежит 1-е место в структуре грузооборота и в перевозках грузов. Протяженность железных дорог — около 9 тыс. км.
Важнейшие железнодорожные магистрали: Москва — Казань — Свердловск; Москва — Сызрань — Самара — Кинель — Челябинск; Ртищево — Саратов — Уральск, которая связывает Нижнее Поволжье с Донбассом, Центральной Россией, Уралом и Казахстаном; Инза — Ульяновск — Мелекесс — Уфа; железнодорожные магистрали, соединяющие Волгоград с Тихорецкой, Лихой и Грязями, построенные в годы Великой Отечественной войны, была построена и функционирует меридиональная дорога Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Петров Вал — Иловля, имеющая выход на Казань и Волгоград, она проходит параллельно Волге, принимая на себя частично ее грузы в период прекращения навигации; железные дороги Кизляр — Астрахань — Агрыз и Бугульма — Пронино — Сургут (последняя соединила рельсовые дороги, идущие на Урал, и прошла через важнейшие нефтяные районы); Элиста — Дивное и Астрахань — Гурьев[7].
По глубоководной Волжской магистрали осуществляются перевозки нефти, зерна, леса, соли, каменного угля, рыбы, цемента, бахчевых культур, автомобилей, тракторов, минеральных удобрений и т.д. Волга связывает Поволжье с районами Центральной России, Урала, а через Волго-Донской канал — с Кавказом, Азовским и Черным морями. Волго-Балтийский водный путь связал Поволжье с Северо-Западом. В ряде мест Волга пересекается железными дорогами, что способствует развитию смешанных железнодорожно-речных перевозок.
Важную роль в перевозках играет река Кама. Крупнейшими портами на Волге и Каме являются Астраханский (в устье Волги начал действовать морской порт в поселке Оля), Волгоградский, Самарский, Казанский и др.
В Поволжье переплетаются крупнейшие нефтепроводы, идущие из Западной Сибири, и нефтепроводы, проложенные из Поволжья в европейскую часть Российской Федерации и в Западную Европу.
Автомобильный транспорт играет большую роль во внутрирайонных связях. В районе около 24 тыс. км автодорог с твердым покрытием. Авиационный транспорт осуществляет внутрирайонные, межрайонные и зарубежные пассажироперевозки.
Поволжский район поддерживает теснейшие экономические связи с Уралом (поставки металла, леса и др.), Центральным, Волго-Вятским районами (поставки нефти, продуктов нефтехимической промышленности, сельского хозяйства и др.). В целом характерно преобладание вывоза грузов над ввозом.
Формирование рыночных отношений и рыночная инфраструктура. На территории района работает 368,8 тыс. предприятий. По общему количеству предприятий лидирует Самарская область, где их число составляет 82 тыс. (20%). В сфере общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка работает 22 тыс. предприятий. Число малых предприятий — 27,6 тыс. Большая часть предприятий и организаций (72%) находится в частной собственности. Далее перейдем к экономико- географической характеристике Самарской области.
Заключение
Сейчас Поволжье - один из наиболее заселенных и освоенных районов России.
Выход из кризисного состояния и переход на траекторию устойчивого роста экономики Поволжского района связан с более эффективным использованием имеющегося индустриального и кадрового потенциала, природно-климатических условий, благоприятных для развития сельского хозяйства (земельных, водных), транспортно-географического положения (железные дороги, Волго-Балтийский, Волго-Донской водный путь), придающих этому району уникальный характер.
Экономический потенциал Поволжского района, огромный по масштабам, оказался недостаточно эффективным в современных экономических условиях. Поэтому проблемы дальнейшего развития лежат в основном в области структурной перестройки всей сферы материального производства. Таким образом, можно сделать выводы по демографической ситуации в крае:
- Продолжается сокращение численности населения.
- Продолжает снижаться рождаемость.
-Снижается уровень рождаемости, как и у первородящих, так и у повторнородящих женщин.
Ландшафтно-экологические основы организации природопользования в зоне орошаемого земледелия Дель
Актуальность темы.
Сельскохозяйственное освоение дельты Сырдарьи, организация массивов орошения и
пастбищного животноводства за счет безвозвратного водопотребления привело к возникновению
противоречий между прои ...
Оффшорный бизнес и свободные экономические зоны в мировом хозяйстве
Свободные
экономические зоны (СЭЗ) представляют собой одну из многообразных форм
международных экономических отношений, прообразы которой использовались
отдельными государствами в XIV—XV вв. в виде «свободных» г ...