Транспорт района, его районообразующая роль. Важнейшие транспортные узлы

Транспорт и межрайонные связи. По показателям транспортной обеспеченности Поволжье превосходит многие районы Россий­ской Федерации.

Железнодорожному транспорту принадлежит 1-е место в структуре грузооборота и в перевозках грузов. Протяженность железных дорог — около 9 тыс. км.

Важнейшие железнодорожные магистрали: Москва — Казань — Свердловск; Москва — Сызрань — Самара — Кинель — Челябинск; Ртищево — Саратов — Уральск, которая связывает Нижнее Поволжье с Донбассом, Центральной Россией, Уралом и Казахстаном; Инза — Ульяновск — Мелекесс — Уфа; железнодорожные магистрали, соеди­няющие Волгоград с Тихорецкой, Лихой и Грязями, построенные в годы Великой Отечественной войны, была построена и функциониру­ет меридиональная дорога Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Пет­ров Вал — Иловля, имеющая выход на Казань и Волгоград, она про­ходит параллельно Волге, принимая на себя частично ее грузы в пе­риод прекращения навигации; железные дороги Кизляр — Астрахань — Агрыз и Бугульма — Пронино — Сургут (последняя соединила рель­совые дороги, идущие на Урал, и прошла через важнейшие нефтяные районы); Элиста — Дивное и Астрахань — Гурьев[7].

По глубоководной Волжской магистрали осуществляются пе­ревозки нефти, зерна, леса, соли, каменного угля, рыбы, цемен­та, бахчевых культур, автомобилей, тракторов, минеральных удоб­рений и т.д. Волга связывает Поволжье с районами Центральной России, Урала, а через Волго-Донской канал — с Кавказом, Азов­ским и Черным морями. Волго-Балтийский водный путь связал Поволжье с Северо-Западом. В ряде мест Волга пересекается же­лезными дорогами, что способствует развитию смешанных желез­нодорожно-речных перевозок.

Важную роль в перевозках играет река Кама. Крупнейшими портами на Волге и Каме являются Астраханский (в устье Волги начал действовать морской порт в поселке Оля), Волгоградский, Самарский, Казанский и др.

В Поволжье переплетаются крупнейшие нефтепроводы, иду­щие из Западной Сибири, и нефтепроводы, проложенные из По­волжья в европейскую часть Российской Федерации и в Западную Европу.

Автомобильный транспорт играет большую роль во внутрирай­онных связях. В районе около 24 тыс. км автодорог с твердым покрытием. Авиационный транспорт осуществляет внутрирайон­ные, межрайонные и зарубежные пассажироперевозки.

Поволжский район поддерживает теснейшие экономические связи с Уралом (поставки металла, леса и др.), Центральным, Волго-Вятским районами (поставки нефти, продуктов нефтехи­мической промышленности, сельского хозяйства и др.). В целом характерно преобладание вывоза грузов над ввозом.

Формирование рыночных отношений и рыночная инфраструкту­ра. На территории района работает 368,8 тыс. предприятий. По общему количеству предприятий лидирует Самарская область, где их число составляет 82 тыс. (20%). В сфере общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка работа­ет 22 тыс. предприятий. Число малых предприятий — 27,6 тыс. Большая часть предприятий и организаций (72%) находится в частной собственности. Далее перейдем к экономико- географической характеристике Самарской области.

Заключение

Сейчас Поволжье - один из наиболее заселенных и освоенных районов России.

Выход из кризисного состояния и переход на траекторию устойчивого роста экономики Поволжского района связан с более эффективным использованием имеющегося индустриального и кадрового потенциала, природно-климатических условий, благоприятных для развития сельского хозяйства (земельных, водных), транспортно-географического положения (железные дороги, Волго-Балтийский, Волго-Донской водный путь), придающих этому району уникальный характер.

Экономический потенциал Поволжского района, огромный по масштабам, оказался недостаточно эффективным в современных экономических условиях. Поэтому проблемы дальнейшего развития лежат в основном в области структурной перестройки всей сферы материального производства. Таким образом, можно сделать выводы по демографической ситуации в крае:

- Продолжается сокращение численности населения.

- Продолжает снижаться рождаемость.

-Снижается уровень рождаемости, как и у первородящих, так и у повторнородящих женщин.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по географи

Ландшафтно-экологические основы организации природопользования в зоне орошаемого земледелия Дель
Актуальность темы. Сельскохозяйственное освоение дельты Сырдарьи, организация массивов орошения и пастбищного животноводства за счет безвозвратного водопотребления привело к возникновению противоречий между прои ...

Оффшорный бизнес и свободные экономические зоны в мировом хозяйстве
Свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой одну из многообразных форм международных экономических отношений, прообразы которой использовались отдельными государствами в XIV—XV вв. в виде «свободных» г ...

Разделы сайта