Важнейшая отрасль

Машиностроительный комплекс – первая по значимости отрасль специализации Северо-Запада.

Он представлен производством энергетического оборудования, судостроением, оптико-механической промышленностью, тяжелым машиностроением, сложным точным, трудоемким и материалоемким, приборостроением, станкостроением, электротехническим машиностроением, производством оборудования для различных отраслей хозяйства, и оборонным машиностроением Тяжелое машиностроение получило здесь существенное развитие.

Военно-промышленный комплекс представлен авиастроением и ракетно-космической отраслью, производством средств связи и радиотехники и особенно характерным здесь судостроением. Округ занимает одно из первых мест в России по производству морских судов разного типа (в том числе атомных ледоколов), уникальных паровых, гидравлических и газовых турбин, оптико-механической продукции. Экономический потенциал округа определяется в значительной степени промышленностью Санкт-Петербурга, (10% научно-технических разработок России.) Широко развито в округе точное и сложное машиностроение: приборостроение, радиотехническое, электронное, электротехническое, которое размещено в Санкт-Петербурге, Новгороде, Калининграде, Великих Лугах, Старой Руссе. В Санкт-Петербурге расположено головное объединение по производству электротехники «Светлана», электротехнические заводы, выпускающие трансформаторы, электродвигатели; широко известна продукция оптико-механического объединения «ЛОМО». Мощные энергетические установки для электростанций выпускаются АО «Электросила», Ижорским заводом и Невским металлургическим. В округе развито транспортное машиностроение. Особенно развито судостроение и судоремонт. Основные центры размещены а Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Северодвинске, Сыктывкаре, Котласе, Калининграде. Судостроение Санкт-Петербурга представлено верфями Балтийского, Адмиралтейского, Канонерского заводов и заводом «Северная верфь», где выпускаются ледоколы (в том числе атомные), пассажирские теплоходы, нефтеналивные и рыболовные траулеры, рефрижераторы, лесовозы.

Развито производство железнодорожного подвижного состава, в основном, в Санкт-Петербурге, где производятся тепловозы, вагоны для электропоездов пригодного назначения, вагоны для метрополитена и спальные вагоны. Вагоны производятся и в Калининграде.

Кировский завод в Санкт-Петербурге производит мощные тракторы и паровые турбины. Заводы Санкт-Петербурга производят оборудование для металлургии, а также оборудование для текстильной и целлюлозно-бумажной промышленности. Оборудование для деревообрабатывающей промышленности производится в Петрозаводске (Карелия).

Высокая степень комбинирования заводов позволяет рассматривать их как определенное производственно-территориальное единство.

Машиностроение округа подразделяется на 3 ветви. Одна из них включает предприятия, ориентирующиеся на высококвалифицированный труд и отличающийся малой металлоемкостью. Это предприятия радиоэлектроники приборостроения, электроники. Все они имеют особо благоприятные условия развития в округе. Вторая ветвь объединяет заводы тяжелого и среднего машиностроения со значительной металлоемкостью и большими потребностями в труде, причем не только квалифицированном. К этой ветви относятся предприятия энергетического, сельскохозяйственного и полиграфического машиностроения, а также производящие строительно-дорожные машины и электротехнические изделия. Третья ветвь – металлическое судостроение. Судостроение тесно связано с различными машиностроительными заводами округа, в первую очередь Санкт-Петербурга.

Машиностроение округа имеет следующие стадии: производство корпусов машин, станин, производство узлов, деталей, запасных частей, а также чугунное и стальное литье; сборочное производство. Малая металлургия в машиностроении Северо-Запада имеет такое же значение, что и производство узлов и деталей, и поэтому относится ко второй стадии этого комплекса. Слабое место этого комплекса – вторая производственная стадия. Централизация производства узлов, деталей, литья – одна из важнейших проблем повышения эффективности машиностроения, которая должна была быть решена путем реконструкции крупных цехов и предприятий Санкт-Петербурга, выпускающих детали и узлы, и строительства соответствующих крупных заводов вне Санкт-Петербурга (Заводы зубчатых колес в Пскове и тд.)

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по географи

Топографические и тактические условные знаки. Дорожная сеть. Пункты управления и средства связи
Военная топография - это наука о способах изучения местности, ориентирования, целеуказания, производство измерений на местности. Военная топография изучает топографические карты и приемы работы с ними. Карта - эт ...

Топливно-энергетический комплекс мира
Тема Топливно-энергетического комплекса меня интересовала всегда: я знал, что электроэнергия и топливо не берутся из воздуха и, что мы потребляем эти ресурсы уже в обработанном виде, но кто и как их добывает и п ...

Разделы сайта