Электроэнергетика

Таблица 19

Число убыточных предприятий (в % к общему числу предприятий)

Отрасль

Январь – февраль 1998 года

Январь – февраль 1997 года

Промышленность, всего

41.6

39.6

Электроэнергетика

21.6

19.8

Топливная

42.9

41.7

Черная металлургия

35.7

37.2

Цветная металлургия

40.2

46.8

Машиностроение и металлообработка

37.8

36.1

Химическая и нефтехимическая

39.6

39.1

Главным фактором, определяющим экономическое и финансовое положение отрасли, остается проблема неплатежей. В последние месяцы эта проблема стала приобретать особенно острый характер, так как главный кредитор отрасли – РАО “Газпром” – активизировал свою деятельность по истребованию задолженностей за газ и стал ужесточать требования по оплате. В связи с этим за два последних месяца (апрель – май) Газпром заявлял о возможном сокращении подачи газа на ряд предприятий, в том числе – на Печорскую ГРЭС, Самараэнерго, Янтарьэнерго и др. С целью упорядочивания работы с должниками и укрепления дисциплины платежей Газпром начал реализацию программы по созданию в субъектах Федерации единых центров по расчетам за газ и электроэнергию. Первый подобный центр предполагается создать в Орловской области.

Сумма задолженности предприятий энергетиков России перед Газпромом за поставленный газ к началу июня превысила 38 млрд. деноминированных руб., из них большая часть приходится на предприятия РАО “ЕЭС России”. Кредиторская задолженность предприятий энергетики продолжает оставаться самой большой в сумме задолженности по всей промышленности. Ситуация с долгами за поставленный газ побудила руководителей РАО “Газпром” и РАО “ЕЭС России” начать совместную работу по подготовке механизмов взаимодействия и реструктуризации долгов.

В свою очередь примерно равным темпами у предприятий энергетики растет и дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность отрасли также является самой крупной в общей структуре задолженностей промышленных предприятий, а денежная составляющая в платежах в среднем составляет 16%, что ниже, чем у других естественных монополистов. Однако в то же время интересным фактом является небольшая разница между кредиторской и дебиторской задолженностями предприятий электроэнергетики. Она самая низкая среди всех других отраслей промышленности. На 1 марта 1998 года она составляла всего 4034 млн. деноминированных руб. Тогда как, например, в цветной металлургии – 30734 млн. руб., а в топливной промышленности – 80827 млн. руб. Однако здесь следует заметить, что всего 2 года назад дебиторская задолженность в электроэнергетике и вовсе превышала кредиторскую почти на 4 млрд. руб.

Около 35% потребителей продукции отрасли составляют предприятия, финансируемые из бюджета. На начало июня их долг составлял более 11 млрд. руб. Самыми злостными неплательщиками являются предприятия и организации, входящие в ведомство МВД и Минобороны. Фактически нормализация ситуации с дебиторской задолженностью предприятий электроэнергетики зависит от способности именно бюджетных предприятий расплачиваться с долгами за энергию.

Отношения федерального правительства и руководства отрасли к этим долгам развивались в последние 2 мес. следующим образом. В конце апреля министр экономики Яков Уринсон заявил, что долги оборонных предприятий и институтов за электричество, тепло и газ могут быть списаны. Вслед за этим в конце мая Президент подписал закон о дополнении Уголовного кодекса, в котором предусматривалось наказание за “незаконное прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии, либо отключение их от других источников жизнеобеспечения”. В ответ на это председатель правления РАО “ЕЭС России” сделал заявление, что в ближайшее время возможно отключение электричества предприятиям Минобороны и МВД, однако через несколько дней премьер-министр Сергей Кириенко подписал постановление Правительства “О дополнительных мерах по повышению ответственности потребителей за оплату топливно-энергетических ресурсов”. Постановлением был утвержден перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства и финансируемых за счет средств федерального бюджета, поставки топливно-энергетических ресурсов которым не подлежат прекращению или ограничению ниже установленных им соответствующими федеральными органами исполнительной власти лимитов в натуральном и стоимостном выражении. В числе этих организаций – воинские части Минобороны, МВД, ФПС, МЧС, ФАПСИ, Федеральной службы железнодорожных войск. Таким образом, энергетическим предприятиям было запрещено воздействовать на основную группу неплательщиков таким же способом, каким может воздействовать на энергетиков РАО “Газпром”.

В то же время взамен на прямое отключение должников от энергоносителей Правительство России предлагает естественным монополистам воздействовать на должников через механизм банкротства. С этой целью в мае 1998 года было подписано постановление Правительства “О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства”. Коллегии представителей государства в РАО “Газпром” и “ЕЭС России” в месячный срок поручено обеспечить принятие органами управления указанных РАО решений, обеспечивающих оформление полномочий ФСДН (Федеральная служба по делам о несостоятельности) на представление интересов кредитора по задолженности организаций перед этими акционерными обществами и их дочерними обществами. В результате Совет директоров РАО “ЕЭС России” поручил председателю правления Анатолию Чубайсу заключить с ФСДН России договор поручения по установленной форме на представление интересов общества и его филиалов как кредитора при рассмотрении дел о банкротстве организаций, имеющих задолженность перед РАО и не являющихся его дочерними предприятиями. В случае банкротства дочерних предприятий РАО Совет директоров поручил председателю правления заключать соответствующий договор поручения по каждому конкретному случаю. Представителям РАО в дочерних обществах и энергоснабжающих организациях поручено в двухнедельный срок обеспечить принятие решений о заключении с территориальными органами ФСДН договора поручения по установленной форме. Договор поручения, в частности, предусматривает представление интересов этих организаций как кредитора при рассмотрении дел о банкротстве юридических лиц, имеющих задолженность перед соответствующими дочерними обществами РАО и энергоснабжающими организациями.

Однако процедура банкротства может быть действенно применена только в отношении небюджетных предприятий, так как предполагает смену собственника. В отношении же бюджетных предприятий пока никакого другого решения не найдено, кроме сокращения ими потребления электроэнергии путем установления строгих лимитов, а также реализации программы энергосбережения.

С этой целью в мае 1998 года Минтопэнерго организовало энергоаудит 43 объектов, включающих 238 зданий и сооружений, финансируемых из федерального бюджета, подведомственных Минобороны, Минкультуры, Минздраву, МВД и Минобразования. Выявленный перерасход у бюджетников оказался следующим: по теплоснабжению – от 27 до 32%, по электричеству – около 15%.

В связи с этим премьер-министр Сергей Кириенко подписал постановление Правительства России “О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России”. Этим документом федеральным органам исполнительной власти предписывается в III квартале текущего года разработать и утвердить, согласовав с Минтопэнерго, программы энергосбережения. Федеральной энергетической комиссии РФ (ФЭК) поручено учитывать при регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также на природный газ экономически обоснованные затраты производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов на реализацию программ энергосбережения. Министерству топлива и энергетики поручено разработать и утвердить в III квартале текущего года программу обязательных энергетических обследований энергоемких предприятий и организаций на 1998 – 2000 годы. Одним из методов стимулирования энергосбережения в промышленности предлагается предоставление возможности любому предприятию, если оно сэкономит какое-то количество денег за счет программ энергосбережения, использовать эти средства на собственные нужды.

На реализацию программы “Энергосбережение России” Правительство России планирует направить в 1998 году 14 млн. руб. В период 1998 – 2000 года будет выделено около 15 млрд. руб., что позволит в этот же период сэкономить 50 – 70 млн. т условного топлива.

Однако программа энергосбережения в должной мере пока не работает. Фактически выполнение федеральными министерствами и ведомствами годовых лимитов на потребление топливно-энергетических ресурсов сохраняется в большинстве случаев только на бумаге. В настоящее время, как сообщил начальник Департамента координации проектов федеральной программы энергосбережения и энергетической политики Минтопэнерго Алексей Мастепанов, Минфин никаких средств для оплаты потребленных энергоресурсов не выделяет. А в отсутствие средств вряд ли какое-нибудь из министерств придерживается установленных лимитов в потреблении энергии. Поэтому в ближайшей перспективе сокращение задолженностей в основном будет зависеть от тарифной политики естественных монополистов, которая в скором времени может претерпеть большие изменения. Тарифы

Основным источником роста прибыли энергетических компаний является по-прежнему извлечение дополнительных доходов за счет повышения тарифов. Однако в отличии от тарифной политики годичной давности сегодня повышение средних тарифов происходит в основном за счет увеличения нагрузки на население при одновременном сокращении тарифов или замораживании их на одном уровне для промышленных предприятий. Такая тарифная политика не наносит большого ущерба тем предприятиям электроэнергетики, в структуре доходов которых поступления от населения сопоставимы с поступлениями от промышленных предприятий. Однако у некоторых предприятий поступления от промышленных предприятий составляют более 80% (например, Кузбассэнерго). В течение апреля – мая о понижении тарифов для промышленных предприятий объявили такие компании, как Башкирэнерго, Ленэнерго, Тюменьэнерго. Вероятно, в ближайшее время тарифы для промышленных предприятий могут быть снижены и в Москве. По крайней мере, соответствующее заявление было сделано мэром Москвы Юрием Лужковым.

В настоящий момент ФЭК завершает разработку проекта указа Президента РФ “О предоставлении услуг по передаче электроэнергии”, который позволит производителям электроэнергии работать по прямым договорам с потребителями без ограничений, а также снизить тариф на 40 – 50%. В этом случае в выигрыше будут электростанции, являющиеся дочерними акционерными обществами РАО “ЕЭС России”. Региональные АО-энерго, в большинстве своем уступающие крупным электростанциям в себестоимости продукции, при вступлении в силу подобного закона, во-первых, потеряют часть потребителей, во-вторых, в целях сохранения конкурентоспособности они вынуждены будут также пойти на снижение тарифов, что приведет к дисбалансу затрат и доходов и, как следствие, к определенным финансовым потерям.

Кроме того, 23 июня Правительство РФ должно было обнародовать свое решение о резком снижении тарифов на услуги всех естественных монополий для промышленных предприятий. При этом в отношении снижения тарифов на электроэнергию и тепло прогнозы варьировались от 25% до 50%. По всей видимости, если снижение произойдет, то оно будет равнозначным как в отношении электроэнергии, так и в отношении топлива, что сократит расходную часть баланса предприятий электроэнергетики. Тем не менее в намеченный срок Сергей Кириенко подписал распоряжение только о сокращении железнодорожных тарифов на перевозку угля, железных руд и нефти.

Если обещанное замораживание тарифов всех естественных монополистов все-таки состоится, то финансовое положение большинства региональных операторов может в скором времени несколько ухудшиться, так как топливная составляющая в структуре затрата энергетиков – 30 – 40%, а доходы от поступлений промышленных предприятий в некоторых случаях, как уже было показано выше, достигают 80%. Правда, при этом может произойти уменьшение дебиторской задолженности, что положительно скажется на прибылях предприятий электроэнергетики, однако реальное уменьшение задолженности промышленных предприятий перед энергетиками в результате сокращения тарифов сейчас предположить достаточно трудно.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14

Публикации по географи

Стратегическое планирование в системе управления экономическим развитием региона на примере Липе
Липецкая область была образована 6 января 1954 года. Липецк – областной центр Российской Федерации, расположенный в центральной части европейской территории России. Одной из центральных проблем, стоящих п ...

Оценка рекреационных ресурсов Владимирской области
Цель курсовой работы заключается в оценке рекреационного потенциала во Владимирской области. Основные задачи - дать исчерпывающую характеристику и провести анализ основных аспектов ...

Разделы сайта