Центральный экономический район

Состав района:

(13 субъектов федерации) — г. Москва, Московская, Ярославская Костромская, Ивановская, Владимирская Рязанская, Тульская, Орловская, Брянская Калужская, Смоленская, Тверская области По числу субъектов федерации — это самый большой район, выделяется он также и по численности населения. Площадь

— 483,0 тыс. км2, население — 29,0 млн чел. В районе нет значительных запасов полезных ископаемых, которые могли б определить развитие его экономики. Население.

Центральный район лидирует по плотности населения (более 60 чел/км2), но при этом существуют значительные различия. Макс, концентрация населения достигается в пределах Московской агломерации (без учета Москвы — 140 чел/км2), в то время как в Костромской области средняя плотность всего 13 чел/км2. Доля городского населения составляет 83,1 %. В районе сформировалась крупнейшая в России Московская агломерация. Москва как бы препятствовала росту других городов, поэтому крупных городских поселений в районе немного: Ярославль (620 тыс. чел.), Рязань (530 тыс. чел.), Тула (520 тыс. чел.). Основная национальность всех субъектов — русские. Кое-где отмечается компактное проживание других народов: в Тверской области — карел, в Рязанской области — мордвы и татар, в приграничных с Белоруссией районах Смоленской и Брянской областей — белорусов. Хозяйство.

Наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов и большого количества научно-исследовательских и проектных институтов всегда определяло развитие в районе наукоемких и трудоемких отраслей, в том числе ВПК. Третичный сектор.

Москва, несомненно, является крупнейшим банковским центром страны. Здесь сосредоточены правления всех крупных банков России, имеется большая филиальная сеть. Все это приводит к тому, что данная отрасль выходит на передовые позиции и в районе. Доходы, получаемые от финансовых операций, опережают все другие направления хозяйствования. Дополнительным ресурсом, приводящим к усилению роли Центра, является выполнение государственных функций Москвой. Размещение в городе Президентской администрации, Правительства, Федерального Собрания влечет концентрацию различных производств, фирм и управляющих структур. Промышленность.

Машиностроение — основная отрасль промышленности района. В свое время здесь получили развитие автомобилестроение, станкостроение, приборостроение, электротехника, электроника, авиастроение. В районе появились первые локомотивостроительные и вагоностроительные предприятия, затем число их увеличивалось. В Центре сосредоточено много заводов, выпускающих оборудование для различных отраслей промышленности (швейной, химической, энергетической, строительных материалов, деревообрабатывающей). Среди отраслей химии, работающих на собственных ресурсах, следует назвать пр-во фосфорных удобрений. На привозных нефти и газе (в районе имеется 3 НПЗ) работают заводы по производству пластических масс, химических волокон и нитей, синтетического каучука, азотных удобрений, моющих средств. Черная металлургия представлена предприятием полного цикла в Туле, чугунолитейным в Косой Горе (Тульская обл.), а также рядом передельных заводов в Москве, Электростали, Орле. Текстильная промышленность переживает спад производства, вызванный массовым импортом более дешевой продукции из-за рубежа, нехваткой сырья, оставшегося за пределами России, исчезновением государственных заказов, привел к остановке многих предприятий. Большинство других отраслей обеспечивают внутренние потребности Центрального экономического района: электроэнергетика, пищевая промышленность, цветная металлургия, строительный комплекс. Сельское хозяйство.

Климатические условия в сочетании с разными почвами позволяют выращивать в северных районах зерновые с коротким периодом вегетации, кормовые культуры, картофель. В южных районах вызревает озимая пшеница, на черноземных почвах высаживают много картофеля, по самому югу сахарную свеклу. В животноводстве представлено молочно-мясное скотоводство. В районе много птице- и свинофабрик. Значительное развитие получил пригородный тип хозяйства, сочетающий овощеводство, картофелеводство с молочно-мясным скотоводством и свиноводством. Транспорт характеризуется огромными масштабами перевозок грузов и пассажиров. Исторически сложилась радиально-кольцевая транспортная сеть в фокусе с Москвой. От Москвы расходятся 11 электрифицированных железных дорог, связывая Центральный район со всеми частями страны. Через Москву проходят несколько автомобильных дорог федерального значения. Москва— крупнейший авиационный узел страны. Через Центральный район проходят нефте- и газопроводы. Московский речной порт может принимать грузы, идущие через систему каналов из 5 морей. Центральный экономический район

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по географи

Оффшорный бизнес и свободные экономические зоны в мировом хозяйстве
Свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой одну из многообразных форм международных экономических отношений, прообразы которой использовались отдельными государствами в XIV—XV вв. в виде «свободных» г ...

Экономическое районирование. Основные принципы районирования
Наша страна располагает богатым научным наследием и прак­тическим опытом экономического районирования. Территориаль­но-экономическое деление России в познавательных целях про­водилось задолго до революции. Конст ...

Разделы сайта