Рекреация и туризм сегодня превратились в самые высокодоходные отрасли мировой экономики.
Ухудшение экологической ситуации в регионе привело к тому, что уже в 60—70-х гг. XX в. во многих странах Европы начались поиски новых концепций природопользования, путей совершенствования экологической политики. Деятельность государства выразилась прежде всего в принятии новых природоохранных законов, как общих законов об охране природы, так и относящихся к охране вод, воздуха, земельных, лесных и других ресурсов. Основополагающий принцип этих законов: «Платит тот, кто загрязняет». Были увеличены также государственные расходы на НИОКР в области охраны окружающей среды. Постепенно стали расти и расходы частного капитала – прежде всего на создание очистных сооружений.
Чрезвычайно активизировались и различные общественные движения. Большое значение во многих странах приобрели партии «зеленых», ориентирующиеся в первую очередь на некоторые городские агломерации и университетские города. Эти партии завоевали достаточно прочные позиции в Европейском парламенте, в Национальном собрании Франции, в палате общин Великобритании, в бундестаге
ФРГ, в шведском риксдаге, в итальянской палате депутатов и в других парламентах. В 1980-х гг. партии и движения «зеленых» стали возникать и в странах Центрально-Восточной Европы.
Постепенно в зарубежной Европе стала складываться иерархия природоохранительных программ и действий, включающая несколько взаимосвязанных уровней. Первый из них можно назвать районным уровнем.
Ярким примером такого рода может служить земля Северный Рейн – Вестфалия в ФРГ с населением 18 млн человек, где реализуется очень крупная природоохранная программа, в соответствии с которой уже модернизировано более 2000 промышленных и других объектов, представляющих главным образом «грязные» производства. Все они оборудованы современными фильтрами, очистными сооружениями, контрольно-измерительной аппаратурой. Швейцария, Австрия, некоторые средиземноморские страны начинают принимать меры по активизации природоохранных акций в районах концентрации туризма и рекреации. Среди этих мер– ограничения на приток туристов, разгрузка самых перенасыщенных местностей и центров, формирование сети охраняемых территорий, регулирование потоков автотранспорта.
Второй уровень – это уровень отдельных стран.
Все страны Западной Европы давно уже приняли специальные природоохранные законодательства. По степени их строгости особо выделяются Швеция, Норвегия и Финляндия. Затем идут Дания, Нидерланды и ФРГ, далее – Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Люксембург, Ирландия. В качестве примера страны, которая уже достигла на этом пути ощутимых успехов, можно привести
ФРГ.
В ГЕРМАНИИ была принята специальная программа защиты климата, предусматривающая сокращение до 2005 г. выбросов СО2 на 25 % по сравнению с 1990 г. Уже к 2000 г. эти выбросы (источниками их на 36 % служит сжигание нефти и нефтепродуктов, на 21 – бурого угля, на 20 – каменного угля и на 23 % – природного газа) были уменьшены на 15 %. Очистке подвергаются почти все сточные воды. Утилизируется 90 % сельскохозяйственных отходов, 98 % корпусов выбрасываемых автомобилей. Такие успехи были достигнуты в результате двух основных направлений природоохранной деятельности.
Во-первых, это законодательное направление. Оно выражается в том, что конституция ФРГ защищает права граждан «на здоровую естественную основу жизни». В 1999 г. был введен в действие закон об экологической налоговой реформе, сущность которого заключается в учреждении нового налога на потребление электроэнергии и повышенного налога на использование нефтепродуктов.
Во-вторых, это технологическое направление. За последнее время Германия создала крупнейшую в Европе «экоиндустрию», в которой занято около 1 млн человек. Страна превратилась в ведущего мирового экспортера очистного оборудования. Это позволило ей также широко внедрить в производство экологически чистые технологии, доступные не только крупным, но и средним, и мелким фирмам. Кроме того, ФРГ располагает лучшими экспертами в области защиты окружающей среды.
Природоохранные меры в ФРГ проводят и регулируют на трех уровнях: федеральном, земельном и местном. На федеральном уровне ими ведает Министерство окружающей среды, защиты природы и безопасности ядерных реакторов (кстати, созданное в 1986 г. после Чернобыльской аварии в СССР). Каждая федеральная земля также имеет собственное ведомство по вопросам окружающей среды, которое в основном и отвечает за выполнение общегерманского природоохранного законодательства. Некоторые исполнительные функции (например, обработка и утилизация твердых отходов) входят в компетенцию местных органов власти.
Индийский океан и рекреационные ресурсы
Актуальность. Океан очень долгое время разделял
людей, живущих на различных материках. Потом он стал главным связующим звеном,
объединявшим человечество. Справедливо иногда говорят, что нашу планету
правильнее б ...
Общие закономерности географического распространения почв
АННОТАЦИЯ
Уснич Д.С. Общие закономерности
географического распространения почв (курсовая работа). – Мн., 2009. – 22с.
Зональность почв, таксономические единицы,
природно-территориальное и сельскохозяйственн ...