Рекреация и туризм сегодня превратились в самые высокодоходные отрасли мировой экономики.
В 2003 г. все таможенные тарифы, исключая импортные пошлины на некоторые сельскохозяйственные продукты, были снижены максимум до 5 %. На втором этапе, до 2010 г., предполагается распространить такой режим и на «аграрный список» стран АСЕАН, а на третьем этапе, до 2015 г., все таможенные пошлины в торговле между странами должны быть вообще отменены. Впрочем, Бруней, Индонезия,
Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины обязались сделать это уже в 2010 г.
С географических позиций не меньший интерес представляют разрабатываемые странами АСЕАН проекты производственного сотрудничества, т. е. создания совместных производств с долевым участием стран-членов. Примером такого рода может служить начатый в 1986 г. выпуск «асеановского» автомобиля. Его производят в Малайзии, но оснащают двигателями японского производства.
Финансово-экономический кризис 1997–1998 гг., естественно, заставил страны АСЕАН внести в свою экономическую политику коррективы. Ведь только с июня 1997 г. по начало 1998 г. общие потери Юго-Восточной Азии, по некоторым оценкам, составили 700 млрд долл.! По мнению аналитиков, в послекризисный период этим странам необходимо провести серьезные структурные реформы, оздоровить финансовый сектор, ликвидировать избыточные производственные мощности в некоторых отраслях. Но для всего этого требуются очень большие средства, главными источниками которых могут быть только Международный валютный фонд и США. Такая ситуация уже привела к еще большему повышению экономической и политической роли США в этом регионе.
Нельзя не учитывать и то, что страны АСЕАН начинают испытывать все большую конкуренцию со стороны Китая. А также то, что пока еще различия в благосостоянии между ними остаются чрезвычайно большими. Достаточно сказать, что в Сингапуре ВВП на душу населения составляет 49 тыс. долл., а в Мьянме – 1900 долл. В 2001 г. странами АСЕАН был принят специальный документ, предусматривающий увеличение экономической помощи четырем отстающим государствам – Мьянме, Лаосу, Камбодже и Вьетнаму.
Еще одно важное направление государственной политики стран АСЕАН – дальнейшее расширение экономического сотрудничества с Китаем, Японией, Республикой Корея и шире – со всеми странами группировки Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в состав которой входит и Россия.
По мнению отечественных экономистов, торгово-экономическое сотрудничество России со странами АСЕАН может успешно развиваться в двух главных направлениях. Во-первых, в добыче и переработке российского углеводородного, рудного и лесного сырья и, во-вторых, в деле налаживания в России производства высококачественных товаров народного потребления, включая электронику и другие изделия длительного пользования, по которым страны АСЕАН занимают передовые позиции в мире. Благоприятны и перспективы развития научно-технического сотрудничества. Уже теперь страны АСЕАН в отношениях с Россией уделяют много внимания научным разработкам в области энергетики, материаловедения, биотехнологии, аэрокосмической техники, медицины, освоения Мирового океана. Россия заинтересована также в привлечении инвестиций из стран АСЕАН, в первую очередь в район Сибири и Дальнего Востока.
Но при этом страны АСЕАН не хотели бы, чтобы ассоциация растворилась в более крупной и мощной АТЭС, а также обзавелась наднациональными органами, которые ущемляли бы их суверенитет.
Характеристика Уральского Федерального Округа
Федера́льные
округа́ Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом
Президента России В.В. Путина №849 «О полномочном
представителе Президента Российской Федерац ...
Перспективы развития нефтегазового комплекса России территориальный аспект
Нефть
и газ в современной мировой экономике являются одними из важнейших минеральных
ресурсов, а также стратегически значимыми товарами. Актуальность представленной
работы обусловлена тем, что в условиях о ...