Рекреация и туризм сегодня превратились в самые высокодоходные отрасли мировой экономики.
В Индийском океане преобладают окраины атлантического типа
, из которых наиболее изученной является подводная окраина Австралии. В Большом Австралийском заливе под слоем осадков обнаружена сложная эрозионная сеть, врезанная в поверхность докембрийских пород. По совокупности геологических и геофизических данных авторы приходят к выводу о том, что образование этих долин началось в мелу и с перерывами продолжалось до плейстоцена.
Подводная окраина тихоокеанского типа развита в Индийском океане на севере Аравийского моря и в районе Зондской островной дуге. В первом случае она представлена альпийскими горными сооружениями, протянувшимися вдоль берега моря, а во втором – островной дугой. Формирование окраины материка на севере Аравийского моря началось с заложения альпийского геосинклинального прогиба на древней платформы [4].
Зондская островная дуга входит в состав соединения двух подвижных поясов – Альпийско-Гималайского и Тихоокеанского. Дуга является продолжением Альпийско-Гималайского пояса, в пределах которого отмечается постепенная смена по простиранию кайнозойских складчатых структур современными геосинклиналями.
В пределах ложа Индийского океана встречаются обширные равнины и различные горные хребты, которые подразделяются на вулканические, глыбовые и складчато-глыбовые. В центральной части океана на дне котловин преобладает холмистый рельеф, имеющий вулканическое происхождение. Широко развиты на дне Индийского океана подводные долины и каньоны. Они встречаются вдоль окраин всех материков. Каньоны обычно приурочены к разломам. Долины образовались в результате суспензионных потоков [12].
Таким образом, в вопросе о том, каким путем шло образование котловины Индийского океана и ее основных морфоструктур пока нет единства взглядов, так как в рельефе и строении дна Индийского океана имеются черты, свойственны как Атлантическому, так и Тихому океанам.
.Рельеф
Впадина Индийского океана имеет сложное строение в связи большим разнообразием форм рельефа.
В пределах Индийского океана выделяются подводная окраина материка
(29,3% площади дна океана), ложе океана
(51,6%) и срединно-океанические хребты
(16,8%). Переходная зона
развита слабо (2,3%), лишь в узкой полосе северо-восточной части океана.
Подводная окраина материков в пределах Индийского океана занимает большую площадь, что связано с распространением краевых плато и материкового подножия. Шельф развит сравнительно слабо и протягивается узкой полосой вдоль берегов. Материковый склон вдоль африканского и азиатского побережий узкий и крутой, расчлененный подводными каньонами, которые являются трассами мутьевых потоков.
Подводная окраина Африки при очень узком шельфе на юге значительно расширяется (в районе мыса Игольного подводная окраина материка достигает наибольшей ширины – 200 миль) за счет подводных возвышенностей с корой континентального типа – банка Агульяс, Мозамбикский и Мадагаскарский хребты.
На ровной и слегка волнистой поверхности банки Агульяс располагаются поднятия дна с относительной высотой до 100 м. Поверхность шельфа полого понижается к югу. Материковый склон около банки Агульяс представляет собой сочетание крутых уступов, широких ступеней и обособленных поднятий.
Мозамбикский хребет
– это массивный выступ материкового склона. Он имеет ассиметричный профиль: восточный склон хребта круче, чем западный. Вершина неровная, с уступами до 500 м.
Мадагаскарское краевое плато
рассматривают как своеобразный микроконтинент, имеющий четко выраженные отмель, склон и подножие. На большом протяжении от устья р. Замбези до полуострова Сомали рельеф окраины материка осложнен коралловыми постройками.
Подводная окраина Азии имеет сложную конфигурацию, что связно с наличием крупных заливов и полуостровов. Целиком шельфовым морем является Персидский залив
с выровненным аккумулятивным дном. Вдоль юго-восточной половины Аравийского полуострова подводная окраина материка узкая, что обусловлено небольшой шириной шельфа и материкового склона. У северо-восточной половины Аравийского полуострова наиболее значительна ширина отмели (от 1-2 до 45 миль), в связи с изрезанностью берега полуострова крупными бухтами (Саукира, Мисара и др.).
В прибрежной полосе антарктического шельфа Индийского океана преобладает бугристый рельеф, обусловленный в одних случаях скоплениями каменного материала, сгруженного айсбергами, в других – представляющий собой результат дифференцированного характера денудации коренных пород, в-третьих – обязанный своим происхождением тектонической раздробленности окраины платформы [10].
По строению рельефа подводная окраина Австралийского материка может быть разделена на несколько крупных участков: северный, северо-западный, западный и южный. Материковый склон имеет ступенчатый, прямой и выпукло-вогнутый профиль. Высота материкового склона почти повсеместно большая (3000-4500 м), и лишь в некоторых местах она уменьшается до 1000 м.
Развитие и размещение нефтяной промышленности России
Нефтяная промышленность
является составной частью ТЭК - многоотраслевой системы, включающей добычу и
производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой),
распределение и транспорт энергии и топ ...
Анализ деятельности ОПЕК как мирового и наднационального регулятора мировой торговли
В
настоящее время действует более 4000 международных межправительственных
организаций. Их роль в мировой экономике сложно переоценить.
Рано
или поздно перед государствами встает задача их взаимодействия, цел ...