Специфика географического положения России и роль в развитии международных связей.

Складывается довольно сложная ситуация. Раздел Советской Армии, демонтаж ее арсеналов требуют затрат ресурсов, создают проблемы безработицы среди бывших военнослужащих. Поддержание боеспособности этой армии с соответствующей модернизацией неуклонно устаревающих арсеналов также требует расходов и затрат, которые России явно не под силу и, главное, не отвечают принятой ей доктрине обеспечения обороноспособности на уровне "разумной достаточности". Постепенное сокращение Советской Армии с одновременным созданием новой, российской, также обернется достаточно дорогостоящим мероприятием. В любом случае советская военная мощь - не "козырь" в мировых делах и не показатель роли России в современном мире.

По численности населения и экономическому потенциалу Россия находится отнюдь не на первых ролях в мировом сообществе. По численности населения впереди идут не только Китай и Индия, но и США, к этому рубежу приближаются многие страны "третьего мира" - Бразилия, Индонезия. Объем валового национального продукта России в 12 раз уступает американскому, в 7 раз - японскому, в 3 раза - германскому, и 2,5 раза - французскому, в 2 раза - британскому. При пересчете объема ВНП на душу населения Россия окажется ниже многих стран йеной Америки.

Весьма неблагоприятны позиции России в мировой торговле. Система внешнеэкономических связей СССР, строившаяся преимущественно на критериях идейно-политической целесообразности, а не на рациональных экономических соображениях, распалась. Оставшаяся в наследство структура торговли со странами Запада была типична для отсталой страны "третьего мира": в 80-К гг. экспорт СССР в развитые страны в основном состоял из сырья и энергоносителей; в импорте, напротив, преобладали готовые, наукоемкие изделия. Особых шансов на быстрое улучшение положения нет, во всяком случае в 1992-95 гг. экономические проблемы России обострялись, что было связано, во-первых, с трудностями перехода от централизованного планирования экономики к рыночным отношениям; во-вторых, с прогрессирующим распадом экономических связей со странами, входящими в СНГ; в-третьих, с инфляционными процессами и налоговой политикой государства, которые в сумме подрывали заинтересованность отечественных и зарубежных предпринимателей в промышленных инвестициях; в-четвертых, С определено однобокой, унаследованной от СССР экономикой, в которой доминируют предприятия НИК. Военные расходы России в 1994 г. примерно в 2,5 раза уступали по абсолютному объему военным расходам США, в то время как по объему ВНП США превосходят Россию в 12 раз. При объеме ВНП на душу населения в США в 22563 долл. военные расходы, также в "душевом" исчислении, здесь составляют 901,01 долл., т.е. около 4% ВНП. В России аналогичные показатели - 3220 долл. и 615,39, т.е. не менее 20% ВНП. Ясно, что это - главный источник инфляции, основной фактор отвлечения ресурсов от производительных инвестиций.

Нереальными оказались расчёты на "конверсию" военной промышленности, переориентацию ее на выпуск мирной, конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Большинство военных предприятий узко-специализировано, их переоборудование стоит немалых средств, которыми Россия сейчас не располагает. Возможности сохранить бывшие позиции СССР на мировом рынке оружия также оказались ограниченными. Советский Союз оказывал военную помощь, руководствуясь опять-таки идейно-политическими мотивами, предоставляя ее на льготных условиях или безвозмездно. С другой стороны, переход к торговле оружием не только предполагает заинтересованность в росте очагов конфликтов в мире, но и требует умения конкурировать с производителями оружия стран НАТО, с Китаем, что отнюдь не просто.

Ограниченный возможности привлечения иностранных инвестиций для решения внутриэкономических проблем. С одной стороны, мешают идейные соображения, опасения "закабаления", как правило необоснованные, поскольку в современном мире умение привлечь иностранных инвесторов, создать им благоприятные условия оказывается важнейшей предпосылкой собственного ускоренного развития. Эту модель используют США, Западная Европа, отнюдь не попадая в какую-либо "зависимость". Проблема России в ином: в силу нестабильности социально-экономической и политической ситуации, отсутствия четкого законодательства, регламентирующего и защищающего деятельность зарубежных инвесторов, она оказывается для них малопривлекательной. Зарубежные фирмы охотно идут на разовые закупки сырья, энергоносителей, отдельных видов продукции, однако не спешат реализовывать долгосрочные проекты на территории Российской Федерации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по географи

Анализ производительных сил Уральского Федерального округа
Актуальность: В условиях развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производите ...

Характеристика Уральского Федерального Округа
Федера́льные округа́ Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом Президента России В.В. Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерац ...

Разделы сайта