География туризма с целью отдыха и развлечений

Процессы демократизации внесли существенные изменения в географию туристского спроса. Они способствуют возрастанию доли внутрирегионального обмена между странами Западной Европы с одной стороны, Центральной и Восточной, с другой. С падением тотальных режимов и снятием «железного занавеса» граждане бывших социалистических стран получили возможность приобщиться к западным ценностям, а также путешествовать с шопинговыми целями. Резко возросла туристская активность населения Чехии, которая обогнала по объёму выездного туризма Францию, Италию, Испанию, Нидерланды и другие европейские страны. По данным Статистической службы Чешской республики, в 1999 г. чешские граждане совершили 40 млн. туристских поездок за границу. Развивается туристские рынки Польши, Венгрии, Румынии, Словении и других постсоциалистических государств.

В России процесс формирования рынка международного туризма начался вместе с перестройкой и был ускорен распадом СССР и изменениями в государственном, экономическом и политическом устройстве страны. Первый этап его становления характеризовался увеличением выездного потока.

В 1993 г., когда Госкомстат России организовал статистический учёт и публикацию данных о международном туризме в Российской Федерации, российские граждане совершили 9,2 млн. по туристским визам. Объём выезда рос и к 1995 г. достиг максимума, формально в два раза превысив число зарубежных поездок в СССР в 1991 г. Однако следует учитывать, что столь значительный прирост приходится в основном на выезд в страны ближнего зарубежья, которые ранее отражался во внутрисоюзной статистике. Если сравнивать сопоставимые показатели выезда в страны дальнего зарубежья, прежде всего по туристским визам, то Российская Федерация вышла на уровень СССР в 1996 г. Уровень СНГ 1992 г. она преодолела ещё раньше. Но низкие значения показателей выезда в 1992 г. скорее объясняются недоучётом отбытий в связи с переходом от общесоюзной к национальным системам счетоводства, нежели подлинным сокращением выездного потока.

Ряд факторов определяли ситуацию на выездном рынке России в начале 90-х годов:

· наличие огромного отложенного спроса после снятия российскими властями ограничений на выезд за границу и упрощения процедуры оформления выездных документов;

· постепенное расширение слоя населения, обладающего достаточной платёжеспособностью для зарубежного путешествия;

· изменение структуры потребления населения в пользу непродовольственных товаров и услуг;

· переориентация граждан с внутреннего рынка туризма на внешний вследствие существенного повышения стоимости путёвок на российские курорты, роста транспортных тарифов и дезорганизации пассажирских перевозок в России и странах СНГ, а также опасной обстановки в традиционных зонах отдыха бывшего СССР;

· использование зарубежных поездок для решения материальных и бытовых проблем. Шопинг остаётся одним из главных мотивов путешествия за границу для многих россиян;

· расширение деловых контактов и сотрудничества по линии новых коммерческих структур, активизация научных и культурных обменов.

Выездной рынок России менялся не только количественно, но и качественно. Происходили сдвиги в структуре и географии зарубежных путешествий, С начала перестройки до 1991 г. выезд за границу носил в основном частный характер (к родственникам и друзьям). Это объяснялось снятием ограничений на зарубежные поездки по приглашениям, являвшимся первым шагом на пути упрощения туристских формальностей. Почти половина отъезжающих воспользовались такими приглашениями. Они самостоятельно готовили путешествие, не обращаясь за помощью к туристским фирмам. Зарубежные туры на отдых и для развлечений, носившие организованный характер, были немногочисленны и предлагались, как и прежде, профсоюзными структурами и Интуристом.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Публикации по географи

Рекреационная география
Уже давно существует необходимость создания учебного пособия по курсу «Рекреационная география», так как рекреация и туризм превратились сегодня в самые высокодоходные отрасли мировой экономики, и к тому же учебн ...

Япония в мировой экономике
Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран, вторая в мире экономическая держава. Япония — островное государство, которое располагается в Восточной Азии вблизи территории России, Китая и Кореи ...

Разделы сайта