Машиностроительный комплекс России

Развитие всех видов специализации в машиностроении обусловило исключительно широкое кооперирование как между его предприятиями, так и с заводами других отраслей, поставляющих конструкционные материалы, изделия из пластмасс, стекла и т.д. При этом они специализируются на выпуске не только массовой продукции (например, автомашины, радиоприемники и другая бытовая техника) , но и мелкосерийной и даже индивидуальной (выпуск крупнейшей турбины в 1200 тыс. кВт в Санкт-Петербурге) .

Размещение машиностроения определяется в значительной степени трудоемкостью изделий, уровнем квалификации используемого труда, а также особенностями специализации и кооперированных связей предприятий. Уровень металлоемкости сам по себе не является определяющим фактором размещения машиностроения. Многие виды продукции машиностроения, отличающиеся высокой металлоемкостью, являются одновременно и трудоемкими (например, при одинаковом удельном расходе материалов на 1 т. готовой продукции трудоемкость изготовления легковых автомашин "Волга" и Москвич" в 15-20 раз выше, чем четырехосной цистерны для перевозки нефтепродуктов) . Массовый и крупносерийный выпуск готовой продукции настолько сильно снижает затраты на ее изготовление, что это оправдывает возникающие в ходе кооперированных связей или поставок продукции потребителям дальние перевозки. Глубокая специализация заводов заставляет прибегать, казалось бы, и к явно невыгодным перевозкам. Существования такого рода перевозок неизбежно в условиях современной организации машиностроительного производства. Выпуск же малосерийной или индивидуальной продукции эпизодичен и не может определять размещение предприятий по ее изготовлению в зависимости от металлургических баз и потребителей.

Создание комплексов взаимосвязанных производств в машиностроении по отдельным районам страны затруднено в силу весьма дробной специализации отрасли и ее предприятий. Волжский автозавод имеет, например, более 300 смежников, которые поставляют ему свыше 1000 комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55 % себестоимости производства автомашин. Создание всех предприятий-смежников в районе расположения головного предприятия-потребителя при небольшом разнообразии поставляемых изделий и материалов оказывается невозможным.

Выпуск же конечных видов продукции машиностроения, идущих в другие отрасли самого машиностроения или народного хозяйства, предназначен для удовлетворения всего народного хозяйства, быта и экспорта. Потребители этих видов продукции размещаются во всех районах страны и за ее пределами. Поэтому в подавляющем большинстве случаев размещение предприятий машиностроения не может ориентироваться на фактор потребления его продукции.

Только отдельные виды продукции, предназначенные для использования в специфических природных условиях или для определенных горно-геологических условий, выпускаются в районах их потребления (чаще всего сельскохозяйственные машины, машины и механизмы для лесной промышленности, горное оборудование) .

Отмеченные особенности размещения машиностроения обусловливает большую роль и значение транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией. Ритмичность работы конвейеров и поточных линий машиностроительных заводов зависит от четкой работы как предприятий-смежников, так и транспорта. Развитая транспортная сеть, возможность использовать разные виды транспорта между кооперируемыми предприятиями повышает надежность внутри межрайонных связей. В результате резкого удешевления транспортировки продукции на всех видах транспорта близость поставщиков продукции в настоящее время играет гораздо меньшую роль, чем в прошлом.

В условиях развитой специализации машиностроительных заводов на выпуске определенных видов продукции все большее значение приобретает унификация производства отдельных видов машин, оборудования, деталей и инструментов, выпускаемых на разных, но родственных предприятиях отрасли. Этот процесс также оказывает сильное воздействие на размещение машиностроения. Унифицированные изделия позволяют обеспечивать более широкий круг потребителей каждому предприятию, тем самым укрепляя и развивая внутрирайонные связи, способствуя зонированию сбыта продукции родственных предприятий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Публикации по географи

Япония в мировой экономике
Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран, вторая в мире экономическая держава. Япония — островное государство, которое располагается в Восточной Азии вблизи территории России, Китая и Кореи ...

Петропавловск-Камчатский
Петропа́вловск-Камча́тский — город и порт на Дальнем Востоке России, административный центр Камчатского края (до 1 июля 2007 — Камчатской области). Население — 194431 человек (2010). Расстояние о ...

Разделы сайта