Рекреация и туризм сегодня превратились в самые высокодоходные отрасли мировой экономики.
Машиностроительный комплекс ежегодно производит 30 тыс. видов различных машин и 130 тыс. деталей. Его продукция нужна практически повсюду, т.е. для машиностроения характерно повсеместность потребления. Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова.
Экономический район |
Доля производимой продукции (%) |
Северный |
1.5 |
Северо-Западный |
5 |
Центральный |
23 |
Волго-Вятский |
10 |
Центрально-Черноземный |
4 |
Поволжский |
18 |
Уральский |
20 |
Северо-Кавказский |
6 |
Западно-Сибирский |
7 |
Восточно-Сибирский |
3 |
Дальне-Восточный |
2.5 |
Следовательно, 87.5% машиностроительной продукции выпускает Западная экономическая зона и всего 12.5% выпускает Восточная экономическая зона. В Восточной зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на Европейскую зону (79% продукции вывозится в европейские районы, а из европейских районов поступает 67% продукции) .
В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:
1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции) .
2. Общее машиностроение (18% продукции) .
3. Среднее машиностроение (15 % продукции) .
Тяжелое машиностроение.
Эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы.
Затраты на сырье и материалы здесь составляют от 40 до 85 %, затраты на зарплату 8-15 %, затраты на транспорт от 15 до 25 %, затраты на электроэнергию 8-15 %.
Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированны как на металлургические базы, так и на районы потребления.
К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся: - Уральский экономический район (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге.) - Сибирь (производство металлургического и горного оборудования в городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске) Санкт-Петербург - исторически сложившийся центр тяжелого машиностроения (завод "Электросила", выпускающий турбогенераторы) - новые центры, связанные с производством атомных реакторов - завод "Атоммаш" в г. Волгодонске.
Производство металлургического оборудования сложилось как в крупных районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного, прокатного оборудования или отдельных узлов. На заводах Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических печей (Свердловск, Орск) .
Ландшафтно-экологические основы организации природопользования в зоне орошаемого земледелия Дель
Актуальность темы.
Сельскохозяйственное освоение дельты Сырдарьи, организация массивов орошения и
пастбищного животноводства за счет безвозвратного водопотребления привело к возникновению
противоречий между прои ...
Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района
Данный реферат посвящен экономико-географической характеристике Поволжского
экономического района". Проблема данного исследования носит
актуальный характер в современных условиях. Поволжский р ...