Рекреация и туризм сегодня превратились в самые высокодоходные отрасли мировой экономики.
Приволжская железная дорога обслуживает Саратовскую, Волгоградскую, Астраханскую, и частично, Тамбовскую и Ростовскую области. Около 15% протяженности электрифицировано. В географической конфигурации дороги можно выделить три широтных и два меридиональных направления, значения каждого из которых в перевозочной работе различны.
Наиболее крупными транспортными узлами дороги являются Волгоград, Саратов, Астрахань. Самым большим является Волгоградский узел. Он осуществляет значительный объем перевалки грузов на железную дорогу и обратно (лесные, нефтяные, строительные грузы). Электрифицированные железнодорожные линии узла используются для пассажирских перевозок.
В отправлении грузов преобладают нефтегрузы, цемент, шифер, зерно, а также прибывающие по Волге уголь, лес, серный колчедан, металл.
Характерной особенностью дороги является тесное взаимодействие с водным транспортом. Для этого используют крупные порты перевалки – Волгоград, Саратов, Астрахань, Камышин. Через район тяготения дороги проходят важные транзитные нефтепроводы, которые подают нефть из Западной Сибири.
Экономический район тяготения Северо-Кавказской железной дороги полностью совпадает с Северо-Кавказским районом. Около 48% протяженности дороги электрифицировано. По характеру работы дорога – вывозящая при значительных размерах местного сообщения и транзита. Основными грузами вывоза являются нефть, уголь, минеральные строительные материалы. Во ввозе преобладают лес, черные металлы, нефтепродукты.
Основной магистралью Северо-Кавказской железной дороги является электрифицированная линия Ростов-на-Дону – Минеральные Воды – Гудермес – Махачкала, пересекающая район с северо-запада на юго-восток. Связь Северного Кавказа с районами Нижнего Поволжья обеспечивают два направления: Кизляр – Астрахань и Тихорецая – Волгоград. Наиболее разветвленную сеть железнодорожных линий имеет северо-западная часть дороги. Она имеет выход к портам Новороссийск, Туапсе, Ростов-на-Дону, Таганрог.
Наиболее крупными железнодорожными узлами на дороге являются Ростов-на-Дону, Армавир, Краснодар.
Железнодорожная сеть Урала включает Южно-Уральскую и частично Куйбышевскую и Горьковскую дороги.
Южно-Уральская железная дорога обслуживает области Южного Урала – Челябинскую, Оренбургскую и Курганскую.
Южно-Уральская дорога состоит из ряда широтных и меридиональных линий. Линия, являющаяся частью большого направления Москва – Челябинск – Иркутск – Владивосток, обслуживает крупнейший промышленный центр Урала – Челябинск, промышленность Кургана, сельское хозяйство Челябинской, Курганской областей. По ней следуют самые крупные грузопотоки, линия электрифицирована на всей протяженности
Линия Тобол – Магнитогорск обслуживает крупнейший в стране металлургический центр – Магнитогорск, добывающую промышленность горной Башкирии и является западным звеном Южно-Сибирской магистрали.
Меридиональный ход Челябинск – Орск, являясь продолжением линии Приобье – Екатеринбург – Полевской, соединяет три широтные магистрали и обеспечивает обмен грузов между Средним и Южным Уралом.
Крупнейшими отправителями металлических изделий являются Челябинск, Магнитогорск, Орск, Оренбург, Курган. Большие объемы отправления минерально-строительных грузов имеют Челябинский узел, станции Магнитогорск, Флюсовая, Новотроицк.
Основными центрами прибытия угля и кокса служат центры черной и цветной металлургии и электроэнергетики: Магнитогорск, Челябинск, Южноуральск, Орск, Новотроицк, Троицк. В металлургические центры прибывают крупные партии руды. Из других грузов во ввозе превалируют строительные материалы и зерно.
Перспективы развития нефтегазового комплекса России территориальный аспект
Нефть
и газ в современной мировой экономике являются одними из важнейших минеральных
ресурсов, а также стратегически значимыми товарами. Актуальность представленной
работы обусловлена тем, что в условиях о ...
Восточная Азия
Регион
образовывают 6 стран, которые граничат с Южной, Юго-Восточной, Северной и
Центральной Азией, имеют выход к морям Тихого океана: Японского, Желтого,
Восточно-китайского и Южно-китайського.
До 1 июля ...