Условия развития международного туризма. проблемы сезонности в международном туризме

Наиболее яркое выражение упомянутый туристский бум находит в двух показателях – числе участников международного туризма и размерах доходов от него. Динамику того и другого показателя демонстрирует табл. 1.

Таблица 1.

Динамика международного туризма в 1950-2000 гг.

Годы

Число интуристов, млн. чел.

Поступления, млрд. дол.

Годы

Число интуристов, млн. чел.

Поступления, млрд. дол.

1950

25

2

1980

285

102

1955

43

5

1985

330

118

1960

70

7

1990

460

265

1965

116

12

1995

566

393

1970

160

18

2000

660

600

1975

213

65

Из табл. 1 вытекает, что за вторую половину ХХ в. численность международных туристов увеличилась в 24 раза, а поступления от этого вида услуг возросли в 300 раз! По данным Всемирной туристской организации (ВТО), еще в середине 90-х гг. в мировой торговле товарами и услугами на долю туризма приходилось более 1/10, это позволило ему занять второе место после экспорта нефти и автомобилей. А в торговле услугами эта доля превысила 1/3.

Факторы, влияющие на развитие международного туризма, подробно исследовали Н.С. Мироненко и другие экономикогеографы. Обычно эти авторы выделяют несколько групп таких факторов.

Во-первых, к ним относятся социально- экономические факторы

, играющие главную роль. Когда говорят о социально-экономических факторах, то обычно имеют в виду общий уровень развития страны, структуру ее хозяйства, качество жизни, социально-профессиональный состав общества, его образовательный уровень, степень урбанизированности и мобильности населения, политическую стабильность и др.

В последнее время в постиндустриальных странах на туристские потоки все большее воздействие начала оказывать и возрастная структура населения. Статистика свидетельствует о том, что наибольшей туристско-рекреационной подвижностью отличаются люди в возрасте от 30 до 50 лет. Не менее 1/5 всех туристов составляют молодые люди, которые в развитых странах материально достаточно обеспечены, имеют хорошее образование и стремятся удовлетворить своеобразные познавательные интересы; с реди них есть и группы, и «одиночки». Тем не менее еще большее внимание все исследователи обращают на то, как быстро в международном (и внутреннем) туризме возрастаетдоля лиц пожилого возраста, старше 55 лет. В принципе в этом нет ничего удивительного, поскольку пожилые люди, относящиеся к так называемому третьему туристскому возрасту, привыкли к туристским поездкам еще в молодые и зрелые годы, приобрели большой опыт путешествий и не собираются отказывать себе в этом удовольствии и после выхода на пенсию.

Во-вторых, к числу факторов относят рекреационно-ресурсный рекреационно-ресурсный потенциал

территории

, выражающийся в количестве и качестве природных и культурно-исторических ресурсов. Нужно иметь в виду, что влияние рекреационно-ресурсного потенциала обычно также опосредуется социально-экономическими факторами и в первую очередь зависит от размеров и характера рекреационных потребностей населения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Публикации по географи

Экономическое районирование. Основные принципы районирования
Наша страна располагает богатым научным наследием и прак­тическим опытом экономического районирования. Территориаль­но-экономическое деление России в познавательных целях про­водилось задолго до революции. Конст ...

Развитие и размещение нефтяной промышленности России
Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК - многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топ ...

Разделы сайта