География транспорта России

В южном направлении Центр связан с Украиной, Северным Кавказом и с государствами Закавказья глав­ными тремя магистралями: Москва — Ряжск (ж-д узел в Рязанской области) — Воронеж — Ростов-на-Дону — Владикавказ с продолжением на Махачкалу и Баку; Москва - Елец (ж-д узел в Липецкой области) - Валуйки (ж-д узел в Белгородской области) — Луганск; Моск­ва — Курск — Харьков — Никитовка (Донецкая область).

В этом направлении основные потоки грузов — нефть, уголь, черный металл, цемент, зерно и др.; перевозится значительное количество пассажиров в курортные рай­оны Кавказа и Крыма.

В западном направлении транспортные связи Центра с Белоруссией, странами Балтии и Калининградской облас­тью обеспечивают следующие магистрали: Москва — Смо­ленск — Минск — Брест; Москва — Бологое (ж-д узел в Тверской области) - Псков - Таллинн; Москва - Ржев -Великие Луки (ж-д узел в Псковской области) - Рига с ответвлением на Вентспилс, Лиепаю (Латвия), Калинин­град. Дороги имеют очень важное значение в перевозке грузов (преобладает уголь, нефть, прокат черных метал­лов, строительные материалы, зерно) и пассажиров.

Б северном направлении Центр связан с Северо-За­падным и Северным районами по линиям: Москва - Санкт-Петербург (имеет очень важное значение в пере­возке пассажиров); Москва — Ярославль — Вологда — Архангельск (выделяется перевозками лесных грузов).

В восточном направлении Центр сообщается с Повол­жьем, Уралом, Казахстаном и республиками Средней Азии посредством магистралей; Москва — Нижний Нов­город — Котельнич (ж-д узел в Кировской области) — Киров - Пермь — Екатеринбург; Москва — Рузаевка (Мор­довия) — Инза (ж-д узел в Ульяновской области) — Сыз­рань - Самара - Оренбург; Москва - Грязи (ж-д узел в Липецкой области) — Поворино (ж-д узел в Воронежской области) — Волгоград; Москва — Мичуринск — Саратов — Уральск (ж-д станция в Республике Казахстан); Москва — Саратов - Александров Гай - Макат - Кунград (ж-д стан­ция в Каракалпакии Республики Узбекистан).

Кроме того, в этом же направлении через Поволжье, Урал проходит магистраль, связывающая Центр с Сиби­рью и Дальним Востоком: Москва - Рязань - Рузаевка - Сызрань (Самарская область) — Самара — Уфа — Челя­бинск — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Владивосток, восточная часть которой от Челябинска до Владивостока получила название «Транссибирская ма­гистраль». В грузоперевозках преобладают потоки чер­ных и цветных металлов, угля, нефти, лесных грузов, цемента и др. строительных материалов, машин и обору­дования, зерна, хлопка и др. грузов. Весьма значителен пассажирский поток.

Восточные районы имеют менее развитую сеть же­лезных дорог. Ее основу здесь составляют магистрали, имеющие широтное направление: Транссибирская (про­ходит с запада на восток от Челябинска через Новоси­бирск — Красноярск — Иркутск до Владивостока), Южно-Сибирская (Уфа — Магнитогорск — Астана — Павлодар — Барнаул - Новокузнецк - Абакан - Тайшет) и Средне-Сибирская (ж-д станция Айдырня Челябинской облас­ти — Кустанай — Кокчетав — Карсук - Барнаул); Байка­ло-Амурская (Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре — Со­ветская Гавань). Эти магистрали, отличающиеся очень высокой грузонапряженностью, обеспечивают связи и взаимодействие (в виде взаимных поставок различных грузов, перевозок пассажиров) главных географических частей страны — Запада и Востока. Однако в связи с распадом СССР осуществлять перевозки между Западом и Востоком стало намного труднее, так как значитель­ные участки сибирских магистралей (в особенности Сред­не-Сибирской и Южно-Сибирской) оказались за преде­лами России (проходят по территории суверенного Ка­захстана). Сибирь и Дальний Восток связаны с Казах­станом и республиками Средней Азии двумя магистра­лями: Туркестано-Сибирской (Новосибирск — Барнаул — Семипалатинск — Луговая, ж-д станция около Алма-Аты) и Трансказахстанской (Петропавловск — Астана — Караганда — Моинты — Чу, ж-д станция в Джамбулъс-кой области Казахстана).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Публикации по географи

Центральный федеральный округ
Республика Саха (Якутия) - субъект Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа, образована 27 апреля 1922 года. С высоким уровнем природно-ресурсного экономического потенциала. Сто ...

Становление нефтяного дела в Баку способы добычи, транспорта и переработки нефти
Нефть — это тот фактор, который сближал и сближает не только отдельные страны, но и разные континенты. В этом историческом процессе ведущая роль принадлежала бакинской нефти. До завоевания Северного Азербайджана ...

Разделы сайта