Рекреация и туризм сегодня превратились в самые высокодоходные отрасли мировой экономики.
По многим технико-экономическим параметрам морской транспорт превосходит другие виды: самая низкая себестоимость перевозок (вдвое ниже, чем железнодорожный, и более чем в 20 раз, чем автомобильный), самая большая единичная грузоподъемность, практически неограниченная пропускная способность морских путей и др. Главный недостаток — зависимость от природных и навигационных условий.
В составе перевозок морским транспортом преобладают нефтяные грузы, руды, строительные материалы, лес, каменный уголь, хлебные грузы. Доля перевозок пассажиров морским транспортом (особенно дальних) невысока. Их основная часть приходится на пригородные перевозки.
После распада СССР за пределами России, на территории новых независимых государств, остались такие важные и крупные морские порты, как Одесса, Ильичевск, Рига, Таллинн, Клайпеда, Вентспилс и др. Производственные мощности оставшихся 39 портов не обеспечивают полностью каботажные и экспортно-импортные операции страны. Поэтому для отправки и прибытия грузов Россия вынуждена использовать порты сопредельных государств — Украины, Литвы, Латвии, Эстонии.
Первое место в грузообороте морского транспорта России принадлежит портам Дальневосточного (Тихоокеанского) бассейна, на долю которых приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов.
Дальневосточный бассейн включает Берингово, Охотское и Японское моря, а также восточную часть Северного морского пути (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря). Моря и порты бассейна имеют важное значение для осуществления внешнеторговых связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, транспортно-экономических связей с прибрежными районами Дальнего Востока. Особая важность внутрирайонных и межрайонных перевозок обусловлена здесь тем, что других видов транспорта кроме морского в большинстве приморских районов Дальнего Востока нет. По этой причине доля каботажных перевозок в бассейне (составляет 85% всего объема перевозок) выше, чем внешнеторговых сообщений. Условия судоходства трудные. Моря на 7-8 месяцев замерзают. Исключение составляют южные части Берингова и Японского моря, свободные ото льда весь год. В составе грузоперевозок по морям бассейна преобладают рыба, лес и лесоматериалы, уголь, нефть, машины и оборудование, продовольственные товары. Большое значение имеет морской транспорт бассейна и для перевозки пассажиров (по объему перевозок пассажиров уступает только Черноморско-Азовскому бассейну). Крупнейшие морские порты расположены на берегу Японского моря: Владивосток (незамерзающий конечный пункт Северного морского пути и Транссибирской железнодорожной магистрали); Находка и Восточный; Ванино и Холмск на Сахалине, связанные морской железнодорожной переправой; Советская Гавань. Крупными портами также являются Нагаево (Магадан), Охотск, Курильск и Корсаков (все — на берегу Охотского моря), Петропавловск-Камчатский, Провидения, Анадырь (Берингово море), Певек (Восточно-Сибирское море), Тикси (море Лаптевых).
Черноморско-Азовский бассейн обеспечивает связи нашей страны с европейскими, азиатскими и африканскими странами, а также торговые связи со странами СНГ - Республиками Грузия и Украина. Судоходство на Черном и Азовском морях ведется в течение всего года. По объему отправляемых морским транспортом грузов (примерно 25%) занимает второе место, а по пассажироперевозкам — первое. Больше половины перевозок приходится на внешнюю торговлю, однако велика доля и каботажных перевозок между портами Северного Кавказа, Украины, Грузии. В структуре грузоперевозок главное место занимают нефть и нефтепродукты, а также руды, металлы, уголь, лес, строительные материалы (цемент и пр.), продовольственные товары. Большее развитие получили морские пассажирские перевозки, особенно в курортный период и, особенно вдоль Черноморского побережья. Крупнейшие морские порты Новороссийск, Туапсе, Сочи, Таганрог. Порт Новороссийск, расположенный в незамерзающей, глубоководной Цемесской бухте, — самый крупный по грузообороту в стране (52 млн т). Новороссийский порт, как и порт Туапсе, специализируется на вывозе (экспорте) наливных грузов - нефти. Предполагается развитие Таганрогского порта и строительство новых портов на Черноморском и Азовском побережье.
Топографические и тактические условные знаки. Дорожная сеть. Пункты управления и средства связи
Военная топография - это наука о способах изучения местности,
ориентирования, целеуказания, производство измерений на местности. Военная топография
изучает топографические карты и приемы работы с ними. Карта - эт ...
Малая гидроэлектростанция в Беларусии
На современном этапе развития Беларуси все
важнее становится вопрос замещения
иностранных энергоресурсов и поиска альтернативных источников
электроэнергии, одним из перспективных источников относительно д ...