География транспорта России

Потоки металла формируются в районах основных металлургических баз - в Центре, на Урале и в Сибири. В районах металлургических баз внутреннее потребле­ние металла достигает значительной величины, однако большое количество вывозится и за их пределы. Из Центра металл следует в основном в южном и юго-вос­точном направлении (на Северный Кавказ и в Повол­жье), с Череповецкого, уральских и сибирских заводов в западном направлении. Большое количество черных металлов перевозится во встречных направлениях (раз­личные марки металла, разные профили проката).

Хлебные грузы также в основном перевозят по же­лезным дорогам (более 85% всех перевозок). Потоки зер­на формируются преимущественно в лесостепных и степ­ных районах (на Северном Кавказе, в Поволжье, Юж­ном Урале, на юге Западной Сибири) и идут в потребля­ющие районы, главным образом европейской части стра­ны — Северо-Западный, Северный, Волго-Вятский, Цен­тральный.

Для транспортировки лесных грузов весьма широко используют железные дороги (более 60% всех перево­зок леса в стране). В структуре перевозок лесных гру­зов преобладают круглый лес и пиломатериалы. Глав­ные потоки лесных грузов в европейской части страны формируются на Севере и движутся к югу (магистраль Архангельск - Вологда - Москва и др.). Основной груз леса из Сибири перевозится на запад по Сибирской ма­гистрали.

Минеральные строительные материалы — гравий, гли­на, камень, известь, песок добывают почти повсемест­но. Поэтому дальность их перевозок железнодорожным транспортом сравнительно невелика. Исключение — цемент, большая часть разных видов и марок которого перевозится в районы потребления по железным доро­гам нередко на очень большие расстояния (по причине его отсутствия на месте).

Минеральные удобрения на железнодорожном транс­порте — один из важнейших видов грузов. Наибольшей дальностью и интенсивностью перевозок отличаются апа­титы, которые завозят с Кольского полуострова на фос-фатно-туковые предприятия всех экономических райо­нов страны, и калийные удобрения, основной постав­щик которых — Уральский район. Много апатитов и калийных удобрений идет на экспорт.

Железнодорожный транспорт играет существенную роль и в пассажирских перевозках, хотя перевозки пассажи­ров в приведенной продукции железнодорожного транс­порта составляют небольшую долю (менее 10%). Пасса­жирские перевозки по железным дорогам делятся на даль­ние и пригородные (в пределах пригородных зон). Основ­ная масса пригородных пассажироперевозок приходится на пригородные зоны крупнейших городов страны - Мос­квы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатерин­бурга, Самары, Новосибирска и других городов-миллионе­ров. Среди дальних пассажирских перевозок преобладаю­щее значение имеют несколько направлений: северное (обеспечивающее связь между Москвой и Санкт-Петербур­гом), западное (связывающее Москву со столицами новых независимых государств — Минском, Киевом, Ригой и др.), южное (от Москвы, через Черноземный Центр, на Север­ный Кавказ, его курорты) и восточное (от Москвы, через Поволжье, Урал, Сибирь, на Дальний Восток).

Автомобильный транспорт

играет первостепенную роль в пассажирских перевозках, транспортировке грузов на короткие и средние расстояния. Он занимает ве­дущее положение в городских и пригородных перевоз­ках пассажиров и грузов, а также на подвозе грузов к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам и от них — к потребителям.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Публикации по географи

Перспективы развития нефтегазового комплекса России территориальный аспект
Нефть и газ в современной мировой экономике являются одними из важнейших минеральных ресурсов, а также стратегически значимыми товарами. Актуальность представленной работы обусловлена тем, что в условиях о ...

Петропавловск-Камчатский
Петропа́вловск-Камча́тский — город и порт на Дальнем Востоке России, административный центр Камчатского края (до 1 июля 2007 — Камчатской области). Население — 194431 человек (2010). Расстояние о ...

Разделы сайта