География транспорта России

Важное хозяйственное значение имеют и другие доро­ги» построенные в европейской частит в Сибири и на Даль­нем Востоке страны - Печорская магистраль (Коноша — Котлас - Воркута), способствовавшая освоению лесных ресурсов, угольных, нефтяных и газовых месторожде­ний севера европейской части России; линия Пермь — Киров — Вологда - Санкт-Петербург, предназначенная для связи Урала и Северо-запада России; Кизляр - Аст­рахань, обеспечивающая связь Поволжья с Северным Кавказом и закавказскими республиками; линии Орен­бург - Ташкент и Чарджоу - Гурьев - Астрахань, свя­зывающие Урал и Поволжье с Средней Азией и Казах­станом; «Волжская рокада» (Свияжск, ж-д станция в Татарстане — Ульяновск - Сызрань, Саратов - Иловля, ж-д станция около Волгограда), пересекающая в мери­диональном направлении (по правому берегу Волги) ши­ротные линии железных дорог Поволжья; железная до­рога Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск -Уренгой — Ямбург, способствовавшая освоению нефтега­зовых месторождений Западной Сибири; Амуро-Якутская магистраль (БАМ - Тында — Нерюнгри — Веркакит, ж-д станция в Якутии - Томмот - Якутск), способ­ствующая освоению природных ресурсов (углей Южно-Якутского бассейна и др.) Дальнего Востока; Арктиче­ская магистраль (Уренгой — Ямбург — Лабытнанги — Баваненково), завершение строительства которой будет спо­собствовать освоению газовых месторождений Ямала.

Наиболее грузонапряженные линии железных дорог находятся на важнейших направлениях связей: Центр -Юг, Центр - Поволжье, Центр - Урал - Поволжье, Се­вер - Северо-запад, Сибирь- Урал - западные районы.

В структуре грузовых перевозок железнодорожного транспорта значительная доля (почти 9/10 всей его гру­зовой работы) приходится на уголь, минерально-строи­тельные материалы, нефтяные, лесные и хлебные гру­зы, руду и черные металлы, минеральные удобрения.

Каменный уголь и кокс перевозятся почти исключи­тельно (более 95% от объема их перевозки всеми видами транспорта) железнодорожным транспортом. Большую часть углей, перевозимых по железным дорогам страны, составляют угли Кузнецкого и Печорского бассейнов. Угли Кузбасса потребляют на месте, вывозят на Урал, в Поволжье, Центр. Кузнецкий уголь также идет на экспорт. Зона печорского угля — европейский Север, Северо-Западный и Волго-Вятский районы. Центральный, Восточно-Сибир­ский и Дальневосточный районы подавляющую часть до­бываемого угля потребляют в своих районах (по причине невысокого качества добываемых углей и удаленности главных потребителей от месторождений), и внутрирай­онные перевозки угля достаточно велики.

Нефтепродукты перевозятся железнодорожным транс­портом в весьма значительных объемах. Основная часть сырой нефти доставляется к местам потребления трубо­проводным транспортом, а нефтепродуктов (прежде всего мазут, керосин и др. светлые нефтепродукты) — выво­зится по железным дорогам. Ведущее место по отправ­лению нефтегрузов занимает Западно-Сибирский и Волго-Уральский (Башкирия, Татарстан, Самарская и Пер­мская область) районы, откуда нефтепродукты отправ­ляются в основном на запад — в центральные, северо-западные районы, а также за границу. Часть нефтепро­дуктов из Западной Сибири поступает в Восточно-Си­бирский и Дальневосточный районы.

Основная масса железной руды и черных металлов (около 90%) перевозится по железным дорогам. Участие других видов транспорта в этих перевозках невелико. Особенности географического размещения главных мес­торождений железной руды и большинства металлурги­ческих предприятий в стране обусловили высокий удель­ный вес ее внутрирайонных перевозок и относительно невысокую дальность перевозок. Однако руда перевозит­ся и на дальние расстояния. Например, железные руды КМА — на Урал, месторождений Кольского полуострова — на Череповецкий комбинат, месторождений Красноярс­кого края — на Кузнецкий и Западно-Сибирский заводы и др. Больше всего руды отправляет Центрально-Черно­земный район. Более половины железной руды место­рождений КМА перевозится в пределах Центрально-Чернеземного района. Остальное вывозится в Центр, на Се­вер, Урал и идет на экспорт. Большой объем погрузки, и выгрузки железной руды имеет Урал. Почти вся добыва­емая на месте руда поступает на уральские заводы. Круп­ные потоки железной руды движутся сюда из Централь­но-Черноземного района и Казахстана. На металлурги­ческие комбинаты Западной Сибири железорудные кон­центраты идут в основном из Восточной Сибири,

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Публикации по географи

Общие закономерности географического распространения почв
АННОТАЦИЯ Уснич Д.С. Общие закономерности географического распространения почв (курсовая работа). – Мн., 2009. – 22с. Зональность почв, таксономические единицы, природно-территориальное и сельскохозяйственн ...

Анализ деятельности ОПЕК как мирового и наднационального регулятора мировой торговли
В настоящее время действует более 4000 международных межправительственных организаций. Их роль в мировой экономике сложно переоценить. Рано или поздно перед государствами встает задача их взаимодействия, цел ...

Разделы сайта